107045, г. Москва,

Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Карта проезда

Прием заявок с сайта: Пн - Вс
Прием звонков:
Пн - Пт с 09:00 до 18:00

АВТОВАЗ – конфликт акционеров, национализация или эффективный антикризисный план?

АВТОВАЗ – конфликт акционеров, национализация или эффективный антикризисный план?

На сегодня вопрос о банкротстве ОАО «АВТОВАЗ» в практической плоскости не стоит. Не стоит он в практической плоскости в том смысле, что в суды не поданы иски о признании компании несостоятельной или о взыскании значительной суммы долгов. Но информация по этому поводу, которую можно назвать «подготовительной» имеется. К ней относятся:

  • появившиеся в среде менеджмента компании разговоры о возможности самобанкротства «АВТОВАЗа» и создании на его базе нового, очищенного от долгов предприятия
  • достаточно широко разрекламированная петиция-обращение к Правительству РФ от лица трудящихся «АВТОВАЗа» о необходимости национализации предприятия.

О чем все это может говорить? Во-первых, отметим, что долговая нагрузка российского автогиганта действительно очень высока (превышает 100 млрд. рублей), речи об их погашении в обозримой перспективе идти не может. Во-вторых, важно учесть, что главным кредитором «АВТОВАЗа» (более 50% всех долгов) выступает Государственная корпорация «Ростех», которая одновременно является одним из главных акционеров должника. Поэтому в наметившихся процессах можно усмотреть желание «Ростеха» избавиться от других акционеров, полностью завладеть предприятием. Есть ли для этого основания? Да. Известно, что главным менеджером «АВТОВАЗа» сегодня является ставленник другого акционера – международного альянса Renault-Nissan, под контроль которого автогигант перешел в 2013 г. Известно также, что в ходе реализации антикризисного плана ОАО «АВТОВАЗ» пересматривает отношения с поставщиками комплектующих, считая, что они поставляют дорогую и при этом низкокачественную продукцию. Здесь важно учесть, что основная масса поставщиков является структурами «Ростеха». Следовательно, госкорпорация теряет доходы, а смена менеджмента на «АВТОВАЗе» может помочь эти доходы вернуть.

Однако предполагаемый процесс избавления от иностранных акционеров может вызвать множество негативных последствий различного масштаба. Конечно, можно найти основания для утверждений, что действующий на предприятии антикризисный план, а стало быть и его менеджмент неэффективны – объемы продаж снижаются, цена выпускаемых машин растет. Однако в условиях кризиса это более чем ожидаемо. В то же время, вытеснение иностранных совладельцев с предприятия может потребовать не только выплаты им компенсации, но и обеспечит удар по репутации России перед лицом других инвесторов. Следует учесть также, что если даже «АВТОВАЗ» в результате самобанкротства выиграет (избавится от долгов), то совсем не факт, что выиграет государство в целом. Во-первых, будут списаны именно те кредиты, которые государство и предоставило через «Ростех». Во-вторых, возврат к прежней практике взаимоотношений с поставщиками комплектующих приведет к тому, что «Ростех» станет обращаться к государству за новыми субсидиями и кредитами для всех своих структур – поставщиков «АВТОВАЗа» и самого «АВТОВАЗа».

г. Москва, Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Пн-пт: 9.00-18.00