107045, г. Москва,

Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Карта проезда

Прием заявок с сайта: Пн - Вс
Прием звонков:
Пн - Пт с 09:00 до 18:00

Банкротство Осиповичского вагоностроительного завода – конфликт между российским инвестором и властями Белоруссии

Банкротство Осиповичского вагоностроительного завода – конфликт между российским инвестором и властями Белоруссии

Вокруг Осиповичского вагоностроительного завода (ОВЗ, Белорусия) назревает большой скандал. В отношении ОВЗ запущена процедура банкротства. При этом его белорусский акционер вывел с баланса предприятия практически все ликвидное имущество, что, конечно же, вызвало несогласие и возмущение российского совладельца, который намерен решать вопрос через суд.

 

Проект создания Осиповичского вагоностроительного завода не был рядовым. О намерении создать в Белоруссии собственное вагоностроительное производство заявил сам президент этой страны. На призыв откликнулись Белорусская железная дорога и российская компания «Гранд Экспресс». В 2008 году был создан завод, основными владельцами которого стали вышеназванные компании с долями 27% и 73%соотвествтенно. Планировалось в довольно короткие сроки вывести завод на уровень ежегодного выпуска более 2 тысяч грузовых и 1,5 тысяч контейнерных вагонов. Но эти показатели так и не были достигнуты, причем белорусские власти посчитали, что виноват в этом российский совладелец. Перечень претензий был следующим:

  • задержка с вводом завода в строй
  • низкий уровень сбыта готовой продукции
  • вложения в компанию не в виде прямых иностранных инвестиций, а в виде займов под немалые проценты.

При этом менеджмент «Гранд Экспресса» заявляет, что инвестиционным договором займы предусмотрены и такая форма соответствует мировой практике. Причем участие российского инвестора займами не ограничивалось. Ведь в уставный фонд ОВЗ им было вложено почти 30 млн долларов, в то время как Белорусская железная дорога вложила в уставный фонд менее 10 млн долларов и также, помимо передачи имущества, вкладывала инвестиции в виде займов. Причем эти займы белорусскому инвестору уже погасили, а российскому – нет!

В 2014 году завод был запущен, начал стабильно наращивать объемы выпуска продукции, которая поставлялась БелЖД и ВТБ Лизингу на основании долгосрочного контракта. Но уже с начала следующего года получатели вагонов в одностороннем порядке заметно снизили объемы их закупок, да ещё и перестали своевременно делать предоплату. ОВЗ вначале снизил объемы производства, а затем и остановился. В этих условиях «Гранд Экспрессу» пришлось ещё и погашать нестабильно обслуживаемый кредит ОВЗ в сумме более 63 млн долларов, который ему предоставил Евразийский банк развития.

Учитывая сложное положение завода, «Гранд Экспресс» летом 2015 года предложил антикризисный план, основной мерой которого была реструктуризация задолженности через передачу акций кредиторам. Но белорусская сторона с этим не согласилась. В то же время Минфину Беларуси пришлось погашать многомиллионные долги предприятия в соответствии с выданными гарантиями. После чего Минфин подал иск в суд на предмет взыскания с ОВЗ средств в счет покрытия расходов по гарантиям. Также в октябре 2015 года в суде появился иск о признании ОВЗ банкротом. В срочном порядке судебные приставы распродали практически весь имущественный комплекс предприятия. Скорость проведения этих аукционов привела к тому, что на них были выручены минимальные средства. А конечным результатом стало то, что российский инвестор имеет акции ОВЗ, но сам завод никакими активами не располагает! При этом предприятие имеет долги перед многими компаниями и банками, в том числе иностранными. Теперь «Гранд Экспресс» и другие кредиторы намерены через суд добиваться справедливости.

г. Москва, Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Пн-пт: 9.00-18.00