107045, г. Москва,

Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Карта проезда

Прием заявок с сайта: Пн - Вс
Прием звонков:
Пн - Пт с 09:00 до 18:00

Избавьтесь от кредитов и долгов«Пройти тест»

История банкротства и попыток спасения легендарного предприятия «Томский подшипник»

История банкротства и попыток спасения легендарного предприятия «Томский подшипник»

Проблемы предприятия «Томский подшипник» (ГПЗ-5) являются достаточно характерными для процесса деиндустриализации Томской области и других регионов в последние десятилетия. Однако имеются и особенности, в частности, нередко можно услышать мнение, что в уничтожении этого томского промышленного предприятия особую роль сыграл бывший губернатор области Виктор Кресс, приближенные к нему структуры.

Широкую огласку получали примеры, когда при губернаторе Крессе цинично, нагло и беспринципно банкротили ГПЗ-5. Например, однажды кредиторы явно по указке сверху все одновременно возвращали деньги, которые завод переводил в качестве расчета по долговым обязательствам. Предпринималось множество других шагов для разорения предприятия. На сегодня за это никто не наказан, рейдеры не только не сидят в тюрьмах, но и продолжают использовать неблаговидные методы в отношении других томских предприятий. Периодически обострявшиеся трудности «Томского подшипника» получали широкую общественную огласку, доходило до социального взрыва, но ничего не помогло. Были ли у предприятия перспективы, особенно в свете проведения недавно объявленной президентом России политики импортозамещения? Конечно, да. Но местные дельцы опередили федеральные программы. Чтобы детально разобраться во всех вопросах и оценить возможные перспективы, необходимо рассмотреть процесс в хронологическом порядке, оценить антикризисные планы, которые пыталось разработать и выполнить предприятия.

История «Томского подшипника»

ГПЗ-5, «Томский подшипник» был одним из ведущих, известных предприятий в СССР. Его продукция массово потреблялась военно-промышленным комплексом и железнодорожниками страны, широко экспортировалась в страны СЭВ и Китай. КНР был для ГПЗ-5 очень крупным потребителем продукции, поскольку в те времена являлся технологически отсталой страной. Руководство «Томского подшипника» не оценило угрозу, которую представляли начавшиеся в Китае с середины 1980-х годов реформы, в частности, создание там множества предприятий машиностроения и металлообработки. Национальные целевые государственные программы позволили в то время на 60–75% дотировать китайских машиностроителей. К 1997 году за счет таких неравных условий для производителей зависимость КНР от российского экспорта подшипников была ликвидирована полностью. В это же время происходили неблагоприятные изменения на иных рынках, что, в конце концов, привело к практически полному вытеснению российских производителей подшипников с рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы, результатом стало уничтожение 95% подшипниковой отрасли стран бывшего СССР к 2000 году. К счастью, «Томский подшипник» оказался в числе 5% российских подшипниковых заводов, продолживших свою работу. Как оказалось, не надолго.

Приватизация, проблемы и антикризисный план

В начале 1990-х годов в ходе приватизации ГПЗ-5 был преобразован в ОАО «Ролтом». Естественно, это само по себе это не решило проблем отрасли и самого предприятия. На рубеже 2000-го года пришлось продавать некоторые капитальные сооружения, сдавать площади в аренду коммерческим, торговым структурам для покрытия долгов. Но и это не помогло, в 2004 году ОАО «Ролтом» было объявлено банкротом. Удалось найти новых хозяев, было организовано дочернее ЗАО «Томский подшипник». Новые акционеры нашли возможность погасить долги и разработали антикризисный план, основным пунктом которого была комплексная модернизация завода. К модернизации завода привлекались компании с мировым авторитетом (достаточно упомянуть лишь Mitsubishi и MAN). Инвестировать в «Томский подшипник» намеревалась и государственная корпорация «Ростехнологии». Для увеличения объемов выпуска радиальных шариковых подшипников планировались инвестиции в размере 10 млрд. рублей (средства должны были выделить госбанки и зарубежные фонды). Одним словом, была реальная надежда превратить ЗАО «Томский подшипник» в современное успешно функционирующее предприятие, главного налогоплательщика региона

Антикризисный план, увы, выполнить не удалось. Переоснащение предприятия требовало серьезного финансирования, а разразившийся экономический кризис совершенно не способствовал привлечению необходимых средств. С 2009 года предприятие периодически останавливалось, в 2010 оно остановилось окончательно. Социальный протест не заставил себя ждать – рабочие объявили голодовку, протестуя против остановки предприятия и требуя возврата долгов по зарплате. В ситуацию решили вмешаться городские и областные власти.

Учрежденная ими межведомственная комиссия установила факт наличия на ЗАО «Томский подшипник» задолженности по зарплате в размере 22,5 млн. рублей. Надежды на её погашение, а также возрождение предприятий тогда связывались с началом реализации масштабного инвестиционного проекта, финансирование для которого намеревались получить на федеральном уровне.

Начало конца легендарного предприятия.

Ожидавшиеся масштабные инвестиции так и не поступили. Но мало этого – региональные власти в отличие от своих обещаний (между Администрацией Томской области и ЗАО «Томский подшипник» было официально заключено соглашение о сотрудничестве) не только не поддерживали машиностроителей, но фактически стали способствовать или даже напрямую заниматься разрушением предприятия. Остановить этот процесс не смогли и очередные социальные протесты. Ряд приближенных к городским и областным властям бизнесменов стали «банкротить» «Томский подшипник».

Дело дошло до того, что в 2008 году акционерам предложили полностью перенести производство в другое место, а освободившиеся площади отдать под торговые центры. Причем перенос производства завод должен был осуществлять за свой счет! Естественно, это предложение-требование выполнено не было. Администрация Томской области больше интереса к «Томскому подшипнику» не проявляла, в середине 2010 года была вновь начата процедура банкротства предприятия.

Действуя по решению арбитражного суда под внешним наблюдением, акционеры ЗАО «Томский подшипник» вовсе не отказались от планов возрождения предприятия. В первую очередь они намеревались сохранить его функционирование. Причем акционеры дважды находили возможность погасить все требования кредиторов и таким образом вывести компанию из процедуры банкротства. Но не тут-то было! Кредиторами являлись муниципальные предприятия и фирмы, приближенные к лицам из региональных властей. Эти фирмы получали средства в счет погашения долгов и без объяснения причин… возвращали их «Томскому подшипнику». Таким образом погасить долги не удавалось даже при наличии средств у должника и его желания расплатиться.

Дальше началась распродажа активов завода. Причем и это проводилось с нарушением закона: недвижимость продавалась без земельных участков, где они расположены. Такой способ был оспорен, региональное Управление Росреестра отказалось регистрировать переход прав на подобным образом проданные объекты недвижимости. Но затем через суд это препятствие рейдеры преодолели. Позже земельные участки (на которых находится ранее проданная недвижимость) внешний управляющий передал мэрии Томска как нереализованные. Мэрия, конечно же, сумела передать их в управление необходимым фирмам.

Таким образом, значительная часть активов просто не выставлялась на торги, не могла быть использована для погашения долгов. Распродажа другого имущества завода велась по сильно заниженным ценам. В итоге получилось, что погашены были лишь около 60 % (общий долг 2.1 млрд. рублей) задолженности, причем основным кредитором являлось государство!

Причины всех этих поддерживавшихся и направлявшихся региональными властями действий стали ясны в конце 2013 года, когда был презентован проект «реконструкции промзоны бывшего завода». Теперь частные инвесторы начнут здесь масштабное строительство жилой и коммерческой недвижимости.

г. Москва, Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Пн-пт: 9.00-18.00