107045, г. Москва,

Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Карта проезда

Прием заявок с сайта: Пн - Вс
Прием звонков:
Пн - Пт с 09:00 до 18:00

Мораторий на банкротство: благо или проблема

31 марта 2020 года Государственная дума в трех чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»1. Данный законопроект предусматривает наделение Правительства РФ дополнительными полномочиями в случае введения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также уточняет полномочия Правительства по их введению.

Законопроект касается различных сфер жизни общества, в том числе и сферы экономической. Одной из глобальных новел в этой сфере стали изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения моратория на банкротство отдельных категорий должников, определяемых актом Правительства РФ.

Рассмотрим основные презумпции нового закона:

  1. Правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах).
  2. Правительство, в случае введения такого моратория, определяет категорию должников, на которую этот мораторий будет распространяться.
  3. Заявления, поданные в период действия моратория либо не принятые к производству на дату введения моратория, подлежат возвращению.
  4. На срок действия моратория в отношении должников наступают следующие последствия:
    • приостанавливаются обязанности должника (как юридического, так и физического лица) по обращению в суд с заявлением о банкротстве, при наличии признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества;
    • не допускается совершение зачетов встречных однородных требований, а также удовлетворение требований учредителей (участников) должника, вытекающих из участия в обществах;
    • не допускается обращение взыскания на заложенное имущество;
    • приостанавливаются исполнительные производства в части имущественных взысканий (не распространяется на аресты имущества должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом).
  5. В делах, заявления в которых приняты к производству в течение трех месяцев с даты прекращения моратория, подлежат применению следующие нормы:
    • периоды подозрительности сделки, установленные ст. 61.2 и 61.3 2Закона о банкротстве, начинают течь с даты введения моратория;
    • состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда и обязательных платежей определяется на дату введения моратория;
    • размер денежных обязательств, выраженный в иностранной валюте, определяется в рублях по наименьшему значению курса, установленного ЦБ РФ на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве;
    • признаются ничтожными сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (за исключением совершенных в обычной хозяйственной деятельности).

Первое, на что стоит обратить внимание в состоявшихся поправках, это «исключительные случаи», в которых может быть введен мораторий, так как, помимо чрезвычайных ситуаций, упомянуто существенное изменение курса рубля. Из чего следует вывод, что пандемия азиатского вируса может стать далеко не исключительным поводом для обращения к норме о моратории.

Кроме того, именно Правительство должно будет определять категорию должников, на которых распространяется мораторий. Уже сейчас ясно, что в сложившейся ситуации Правительство не станет обращаться к какой-то конкретной категории и под мораторий попадут абсолютно все. Вместе с тем, по мысли законодателя, наличие такого механизма позволит в будущем точечно поддерживать ту или иную сферу, как, например, того требовал туристический бизнес в 2014 году.

Следует отметить, что мораторий коснулся исключительно банкротств, инициируемых кредиторами (банками, поставщиками, контрагентами), тогда как Законом не предусмотрен запрет на добровольное банкротство.

Представляется очевидным, что выбранный формат моратория никоим образом не облегчит жизнь должникам в нынешних реалиях.

Во-первых, он не решает проблем с уже имеющейся задолженностью – продолжат начисляться неустойки, штрафы и пени.

Во-вторых, мораторий не решает проблемы арестов и запретов на распоряжение имуществом должника (в том числе по расчётным счетам), что приведет к полной остановке хозяйственной деятельности таких обществ.

В-третьих, последствия введения моратория по многим пунктам совпадают с последствиями принятия заявления о признании должника банкротом, что в перспективе осложнит хозяйственные отношения для обществ, находящихся в затруднительном финансовом положении, так как такие отношения могут стать «токсичными» для их контрагентов и привести к судебным процессам в рамках предстоящих дел о банкротстве (оспаривание сделок, виндикационные иски и пр.).

На основании изложенного можно резюмировать, что институт моратория на банкротство в том виде, в котором он принят Государственной думой, имеет большие изъяны и почти не несет практической пользы для хозяйствующих субъектов, и уж точно не является благом. Но, вместе с этим, сам по себе мораторий не станет какой-то глобальной проблемой для российской экономики.




1. https://sozd.duma.gov.ru/bill/931192-7

2. гл. III.1, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" {КонсультантПлюс}

г. Москва, Большой Головин переулок, д.3, стр.2

Пн-пт: 9.00-18.00