Закон о банкротстве предусматривает множество мер по восстановлению платежеспособности должника, как то: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов должника и т.д.
Согласно ст. 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника.
Замещение активов должника держится особняком среди восстановительных мер в связи со сложностью исполнения и множеством правовых вопросов, возникающих при реализации данной меры.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела спор, участниками которого являлись вновь созданное на базе имущества должника (арендодатель) общество (ответчик, новый арендодатель) и арендатор (истец), заключивший договор с арендодателем до его банкротства. В связи с тем, что арендуемое имущество в процессе замещения активов должника было передано во вновь созданное общество, а должник ликвидирован, иск был предъявлен новому арендодателю.
Одним из условий договора аренды являлась обязанность арендатора уплатить арендодателю страховой депозит. Сумма страхового депозита находится у арендодателя в качестве обеспечения надлежащего выполнения арендатором обязательств по договору аренды, страховой депозит подлежит возврату арендатору в срок не позднее 15 рабочих дней с даты прекращения договора аренды.
В связи с истечением установленного договором срока аренды стороны договора заключили соглашение о расторжении договора аренды, но страховой депозит арендатору так и не был возвращен. Суды трех инстанций поддержали арендодателя, указав, что уплата страхового депозита, в том числе и в обеспечение исполнения договора аренды создает для сторон обеспечительное обязательство, которое по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством между арендодателем и арендатором, и не всегда может следовать судьбе основного обязательства, а так как спорные денежные средства (страховой депозит) были перечислены арендатором первоначальному арендодателю и собственнику, который не передал их ответчику – новому собственнику и арендодателю, на стороне последнего не возникло неосновательного обогащения.
Судебная коллегия не согласилась с доводами нижестоящих судебных инстанций, сославшись на следующее.
Пунктом 1 статьи 617 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», в связи со сменой собственника арендованного имущества прежний арендодатель перестает быть стороной по договору аренды. В силу пункта 1 статьи 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты. Таким образом, лицо, к которому перешло право собственности на арендуемое имущество, вне зависимости от волеизъявления арендатора в силу закона приобретает права и обязанности арендодателя, прежний собственник этого имущества выбывает из правоотношений по его аренде, независимо от того, внесены изменения в договор аренды или нет, а соответствующий договор продолжает регулировать отношения между новым арендодателем и арендатором. Следовательно, к новому арендодателю переходят не отдельные права выбывшего лица, а правовая позиция по договору в целом, то есть вся совокупность его прав и обязанностей, имеющаяся в наличии на момент перехода права собственности.
В отношении договорной позиции арендодателя это означает следующее: пока не доказано иное, предполагается, что страховой депозит (обеспечительный платеж) переходит к новому арендодателю вместе с правом собственности на вещь; соответственно, переходит и обязанность по его возврату в случае прекращения арендных отношений. Следовательно, все права и обязанности, связанные с обладанием на праве собственности спорным зданием, в том числе касающиеся действовавших на тот момент договоров аренды и внесенных в рамках соответствующих отношений страховых депозитов, перешли к новому обществу. Судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.