В нашей стране, когда говорят о банкротстве, то традиционно подразумевают полный крах, прекращение существования в каком-либо виде предприятия, безвозвратную потерю бизнеса. Для типичного россиянина банкротство всегда ассоциируется с негативом, причем с негативом в крайней степени, заемщики и кредиторы обычно считают необходимым не допускать признания должника несостоятельным.
Однако и действующее отечественное законодательство о банкротстве, и богатая международная практика предусматривает в ходе этой процедуры возможность не прекращения существования бизнеса, а восстановления его финансовой стабильности, выхода из кризиса. В мировой практике считается однозначно справедливым постулатом, что «живой должник всегда лучше мертвого». Существуют принципы INSOL, лондонский подход, представляющие, по сути, один метод действий – эффективное и для кредиторов, и для должника решение конфликтной ситуации через реструктуризацию задолженности. Сохранить работоспособного должника обычно значительно выгоднее, чем ликвидировать его предприятие. Российским бизнесменам необходимо также глубоко осознать необходимость и предпочтительность для всех сторон солидарного взаимодействия, а не действовать сепаратно, что практически исключает возможность оздоровления бизнеса и погашения долгов, пускай и с задержкой, но в удовлетворяющем кредитора объеме.
Итак, банкротство следует воспринимать в качестве способа реструктуризации долга, если стороны не сумели урегулировать свои отношения в ином формате. При этом кредиторы и акционеры должника совместно могут создать эффективный антикризисный план, стратегию антикризисного управления. Что для этого необходимо?
- оценить состояние предприятия сегодня
- определить возможные перспективы проблемного бизнеса
- установить объем требований кредиторов
- проанализировать варианты изменения ситуации в случае пролонгации действий кредитных договоров и т.п., при этом конечной целью является удовлетворение интересов всех сторон.
Сложность такой задачи, в основном, определяется тем, что число сторон, задействованных в процессе, велико. Каждый участник пытается в первую очередь удовлетворить свои интересы, что фактически исключает понимание истинных общих целей. В то же время разнонаправленные действия и ведут к ликвидации бизнеса, что обеспечивает низкий финансовый результат для всех сторон.
Чтобы решить эту сложную задачу, лучше всего привлечь в процесс третью сторону – медиатора. Являясь априори стороной нейтральной, медиатор объективно оценивает позиции всех участников процесса, состояние должника и все риски. А затем предлагает стратегию выхода из кризиса. ООО «Лаборатория антикризисных исследований» – это именно та фирма, которая профессионально выступает в качестве медиатора процесса банкротства.