Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Новый вид мошенничества – банкротство компании с её последующим клонированием

По большому счету, подобный вид мошенничества возможен в любой сфере, однако в России он приобрел значительную популярность в сфере ЖКХ. Управляющая компания занимает определенные позиции на рынке, затем её банкротят, а вместо неё «подставляют» жильцам клонированную компанию с практически не отличающимся названием. И эта новая компания, в действительности не имеющая никакого отношения к конкретному жилому фонду, начинает незаконно, но исправно собирать с жителей плату за обслуживание домов.

Недавно ряд таких случаев выявлен в Перми. Следует отметить, что речь идет о нашествии клонированных компаний, причем явление стало всероссийским. Однако Пермь стала «исходной точкой» для таких мошенников – нечистоплотные дельцы других регионов перенимают незаконный опыт, кроме того, и сами «бизнесмены» из Перми развернули свою деятельность в других областях и краях страны. В силу этого именно в Пермь сегодня нередко ездят сотрудники правоохранительных органов. В этом случае они и перенимают накопленный пермской полицией опыт, и ищут конкретных преступников-гастролеров.

Почему именно ЖКХ оказался интересен нечистоплотным дельцам?

В принципе, всем известно, что ЖКХ – сфера традиционно бедная, больших денег здесь не заработаешь. Однако это верно, если бизнес работает честно, а для мошенников данная сфера является очень даже привлекательной.

Самое главное преимущество для них – даже если жилищный фонд находится в плачевном состоянии, он все равно генерирует значительные денежные потоки. Например, небольшая 5-тиэтажная «хрущевка» из 8-ми подъездов обеспечивает годовой денежный поток за содержание дома в размере немногим более 1 миллиона рублей. Отметим, что это потоки только за содержание дома, без платы за воду, газ, электричество тепло. Поскольку даже средняя управляющая компания обычно работает с 50-110 домами, то за год её оборот составляет около 0.1-0.2 млрд. рублей.

Такой большой оборот, как мы уже говорили, вовсе не подразумевает очень высоких доходов управляющей компании, если она работает честно. Однако получаемые с жильцов деньги можно же и «грамотно» потратить. Основных вариантов два:

  • не платить поставщикам воды, тепла и так далее;
  • завышать цену за выполненные по дому работы.

Второй вариант вполне может включать в себя и списание деньг на подрядные организации за работы, которые вообще не выполнялись. И в первом, и во втором варианте жильцам достаточно трудно провести проверку. Для выявления подобных схем необходимы сложные и дорогостоящие аудиты, технические экспертизы. Добавьте, что с результатами экспертизы придется ещё идти в суд и доказывать их правоту. То есть уже на этом этапе обмана жильцов мошенников из управляющих компаний выявить достаточно трудно. Но «лучшие» из них пошли дальше. После банкротства и «клонирования» управляющей компании получается переход к краже всей платы за жилье

Схема банкротства и «клонирования» управляющей компании

Итак, нечестно работающая управляющая компания накапливает долги перед поставщиками тепла, воды, которые в конце концов приведут к вопросам со стороны кредиторов, возникнет проблема банкротства. Мошенники этого вовсе не опасаются. Процесс банкротства они готовы инициировать и сами, но обязательно перед этим создадут большие долги управляющей компании перед ещё одной фирмой, которая им подконтрольна.

Рассмотреть эту схему проще на базе конкретного примера:
В одном из районов Перми с 2005 года работала управляющая компания (УК) «ПРОФИ–ДОМ». В её ведении находилось около 100 домов района. В 2012 году учредитель «ПРОФИ–ДОМ», совместно е ещё несколькими лицами, регистрирует новую компанию с очень сходным названием – УК «Профи–Дом». Согласитесь, что столь небольшая разница в написании названий компаний и полное сходство в их звучании практически не позволяют неискушенному человеку заметить – речь идет о совершенно разных компаниях. Как вы уже догадались, теперь (с начала осени 2014 года) именно УК «Профи–Дом» начинает работать на жилфонде УК «ПРОФИ–ДОМ», именно первая компания начинает рассылать жильцам счета за услуги. И ни у кого из жильцов не возникает никаких подозрений, что имеет дело с компанией-двойником. Жильцам исправно приносят счета за обслуживание и текущий ремонт дома, поставки тепла и воды, жильцы счета исправно оплачивают.

Одновременно с началом рассылки счетов от имени новой компании, в отношении «старой» управляющей компании «ПРОФИ–ДОМ» возбуждается дело о банкротстве. Иск в краевой Арбитражный суд подает некое ООО «Омскрембытстрой». Эта компания требует не только признать ответчика банкротом, но и взыскать с него 13,59 млн. рублей долгов. Безусловно, у «ПРОФИ–ДОМА» имеются и другие кредиторы, крупнейшим из них является поставщик тепла, задолженность перед которым составляет сумму 12,5 миллионов рублей.

Кто будет назначен конкурсным управляющим в деле о банкротстве «ПРОФИ–ДОМ»? Как и следовало ожидать, в деле его назначения главную роль играет самый крупный кредитор – «Омскрембытстрой». Но важно учесть одну «небольшую» деталь – учредителями ООО «Омскрембытстрой», УК «ПРОФИ–ДОМ» и УК «Профи–Дом» являются одни и те же лица!

Под руководством такого конкурсного управляющего мошенникам опасаться практически нечего. Дело о банкротстве находится в перманентном процессе уточнений и согласований, кредиторы не видят никаких перспектив что-либо получить в счет погашения долгов в обозримой перспективе. А в это время регистрируется новый расчетный центр, который начинает получать средства от жильцов в пользу УК «Профи–Дом». Здесь тоже следует обратить внимание на названия. Находящаяся в процессе банкротства УК «ПРОФИ–ДОМ» сотрудничала с ИРЦ «Прикамье», а УК «Профи–Дом» сотрудничает с ИРЦ «Прикамья» (разница в одной букве). Естественно, что никто из жильцов подмены не заметил.

Насколько данная схема юридически чиста?

С формальной точки зрения регистрация новых компаний и даже наличие долга перед аффилированной структурой юридически безупречна. Но совершенно незаконным является то, что жильцы домов не давали согласия на смену управляющей компании. Здесь никаких сомнений не может быть – собрания по выбору новой управляющей кампании по каждому дому, как того требует закон, не проводились, не проводилось голосование среди собственников жилья. А раз этого не произошло, то новая УК незаконно собирает средства с жителей. Естественно, что остается совершенно непонятным, куда могут уйти собранные денежные суммы.

Следует отметить, что смена управляющей компании – дело совсем непростое. Закон требует за десять дней оповестить жильцов всех домов и в этот же срок провести в каждом из них очные собрания по вопросу смены УК. Как мы все понимаем, на такое оповещение реагирует очень малый процент жильцов, а, согласно закону, принять участие в очном голосовании должны не менее 51% собственников жилья. В силу этого очное голосование практически состояться не может. Тогда закон предписывает провести заочное голосование. На эту процедуру также отводится десять дней. Теперь работники УК или активисты должны обходить дома и набирать таким образом 51% голосов. Но ведь мы далеко не всегда находимся дома? Имеется и множество других причин, по которым практически для сбора голосов только в одном доме уходит не менее двух недель. А теперь следует вспомнить, что среднее число домов, находящихся на обслуживании в одной компании, составляет около 100. Следовательно, практически эта процедура также оказывается невозможной для одномоментного проведения.

Выводы

Деятельностью компаний–клонов закономерно заинтересовались правоохранительные органы. И процесс банкротства УК «ПРОФИ–ДОМ», и вопросы правомочности деятельности УК «Профи–дом» в отношении пермского жилого фонда сегодня рассматриваются в ходе следственных действий. Можно надеяться, что выводы правоохранительными органами будут сделаны правильно, а времени это займет немного.

Однако даже в случае самого благоприятного исхода, последствия мошенничества, деятельности фирм–двойников пока трудно предсказать. Ведь фактически сейчас ремонтные работы в жилом фонде совершенно не проводятся либо производятся неизвестно кем, неизвестно на каких основаниях. А если эти работы не проводятся, то ускоряется износ домов. Чтобы затем привести их в нормативное состояние потребуются немалые средства. Проводятся ли в настоящее время расчеты самозваной управляющей компании с поставщиками тепла, воды, электроэнергии? Не известно. С высокой вероятностью можно утверждать, что такие расчеты не проводятся, т.е. накапливаются не только долги, но и штрафы, пени. Кто в последующем будет оплачивать долги, ремонты? Скорее всего, это повторно сделают жильцы, которые уже фактически за них заплатили. Добавьте к этому, что в следующем 2015 году коммунальные тарифы повысятся минимум на 30 процентов. И коммунальщики не преминут пересчитать старые долги по новым тарифам.

Из всего этого следует, что владельцам жилья, клиентам управляющих компаний необходимо достаточно внимательно следить за тем, кому и почему они платят по счетам. Да, правоохранительные органы, возможно в обозримые сроки вскроют мошенничество и накажут виновных. Однако следователи при этом не будут непосредственно заниматься взиманием долгов и передачей необходимых сумм газовщикам, поставщикам тепла и воды. Также следователи не обеспечат своевременное проведение ремонта домов. Поэтому всем жильцам, членам товариществ жильцов следует помнить, что собственность – это ещё и обязанность внимательно следить за всем, что связано с её обслуживанием.

Новый вид мошенничества – банкротство компании с её последующим клонированием