Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Новые вехи в деле о банкротстве «Мечел» – ВТБ подал в суд, а в самом «Мечеле» изменился перечень владельцев

В последнее время руководству «Мечела» удалось договориться с «Уралсибом» об отсрочке погашения кредитов на $73 млн. А вот с ВТБ подобного решения найдено не было, в силу этого ВТБ решил перенести рассмотрение вопроса в суд. Кроме того, г-н Зюзин переуступил долю в «Мечеле» нескольким членам своей семьи. Стоимость этой доли превышает $52 млн., в настоящее время эксперты пытаются оценить этот ход на предмет его эффективности для владельца в случае банкротства компании.

Кредиторы предлагают «Мечелу» провести дополнительную эмиссию акций

По заявлению руководства ВТБ, перенос рассмотрения вопросов погашения задолженности в суд вызван не тем, что стороны не сумели договориться. В ВТБ заявляют, что «Мечел» не только не обслуживает кредиты, но и не идет на контакт. Т.е. внесудебное решение невозможно было найти, ввиду того, что одна из сторон его попросту не пыталась искать. Руководство ВТБ также заявляет, что просроченный долг списывать не собирается, поскольку считает, что при грамотном управлении «Мечел» способен полностью восстановить эффективную хозяйственную деятельность, вновь стать лидером металлургической отрасли России и погасить все кредиты.

Также в ВТБ сообщили, что должнику было сделано предложение о проведении конвертации задолженности в ценные бумаги, акции компании. В банке подчеркивают – при этом вовсе не обязательно подразумевалось вхождение банков-кредиторов в число акционеров «Мечела» на постоянной основе. Здесь могли быть разные варианты, но все они позволяли решить проблему неспособности металлургической компании обслуживать долговую массу. Однако руководство «Мечела» и на эту инициативу не дало никакого ответа.

Помочь развязать гордиев узел проблем одной из крупнейших металлургических компаний страны пока не помогло и вмешательство федеральных властей. Даже на проведенном осенью текущего года в правительстве Российской Федерации совещании было принято всего одно решение – предоставить владельцу «Мечела» И. Зюзину двухнедельный срок на принятие решения о конвертации долгов в акции. Фактически итоги этого совещания можно интерпретировать как ультиматум владельцу компании: Если он не соглашается на вариант конвертации долгов, то правительство устранится от оказания помощи в решении проблем, банки-кредиторы начнут процесс банкротства «Мечела». Единственное «послабление», которое предлагалось нынешнему хозяину – получение права обратного выкупа у банков пакета акций после нормализации ситуации.

Следует учитывать, что основными кредиторами металлургической компании «Мечел» являются государственные банки – Газпромбанк (2,1 миллиарда долларов), ВТБ (1,6 миллиарда долларов), Сбербанк (1,3 миллиарда). Ещё примерно по миллиарду долларов «Мечел» должен пулу финучреждений, а также ряду отдельных частных банков. Если вариант конвертации долга в акции компании все-таки будет реализован, то необходимо будет провести дополнительную эмиссию 5.3 миллиарда акций. Распределение акций среди кредиторов приведет к тому, что основным владельцами «Мечела» станут: Газпромбанк (41%), ВТБ (32%) и Сбербанк (21% акций). Доля нынешнего владельца компании Игоря Зюзина упадет с 68% до 4.5%. Также в 12 раз (до менее чем 3%) упадет и доля акций, находящихся в свободном обращении.

Владелец «Мечела» нашел способ избежать принудительной допэмиссии акций?

Возможно, именно с подготовкой допэмисии акций связана операция Игоря Зюзина по передаче долей в компании его жене и детям. Бизнесмен передал им почти 17% акций, в результате его собственная доля в компании упала до 51%. Добавим, что практически одновременно Игорь Зюзин, в ответ на требование конвертации долга компании в акции, предложил кредиторам пойти по другому пути:

  • перевести все валютные долги металлургической компании в рублевые;
  • установить единую и невысокую ставку по всем кредитам – она не должна более чем на 2% превышать ставку рефинансирования ЦБ;
  • предоставить компании каникулы на 6-7 лет по выплате основного тела долга.

Сам Зюзин или представители компании пока не предоставили никаких комментариев о своих действиях по передаче части акций своей жене и детям. Представители банков-кредиторов также отказались от комментариев, заметив лишь, что они пока не уведомлены о появлении новых совладельцев «Мечела». Эксперты полагают, что эти меры по реструктуризации владения компанией предприняты Зюзиным для исключения риска принудительного взыскания части акций. Но также эксперты отмечают, что уменьшив эффективную долю во владении «Мечелом» до примерно 51% Зюзин потерял возможность и в дальнейшем свободно передавать или продавать акции. В подобных случаях ему придется предварительно договариваться с кредиторами, поскольку в кредитных договорах указан пункт о запрете для бенефициара произвольно уменьшать свою долю прямого или косвенного участия в капитале фирмы после достижения определенного уровня.

Новые вехи в деле о банкротстве «Мечел» – ВТБ подал в суд, а в самом «Мечеле» изменился перечень владельцев