Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Юрист по корпоративному праву

03

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

04

Налоговые споры

05

Защита по экономическим преступлениям

Арендные платежи на период пандемии коронавируса

14 Апрель 2020
Время чтения:  минут

Указом мэра г.Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности, запрещено до 1 мая 2020 г. проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, временно приостановлено посещение гражданами ночных клубов (дискотек), кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений; работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания; работа салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги и прочее.

Торгово-промышленная палата относит эпидемию к обстоятельствам непреодолимой силы, о чем говорится п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор1), утв. постановлением Правления Торгово-промышленной палаты от 23.12.2015 № 173–14.

Однако представляется, что ссылаться на эпидемию коронавируса как на обстоятельство непреодолимой силы и основания для освобождения от ответственности смогут не все предприятия.

Согласно сложившейся судебной практике ни финансовый кризис, ни изменение курса валют, ни резкое увеличение темпов инфляции не могут быть признаны существенным изменением обстоятельств, дающим право на изменение или расторжение договора (Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. № 1019-О2, п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017)., Решение МКАС при ТПП РФ от 16 марта 2017 г. по делу № 48/2016).

В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ отсутствие достаточных средств не является форс-мажором.

Для того чтобы понять может ли предприятие ссылаться на форс-мажор при выплате арендных платежей необходимо выяснить что именно явилось причиной неисполнения обязательств.

А именно, является ли арендатор компанией которую прямо затронули запреты на осуществления деятельности (образовательные центры, фитнес-клубы, салоны красоты, театры, организаторы концертов, туров и пр.) или арендатор является компанией, которую непосредственно не касаются запреты на осуществления деятельности.

Видится, что реальная возможность ссылаться на пандемию как форс-мажор есть только у первой группы. Шансы на то, что такой возможностью смогут воспользоваться представители организаций, которых запреты не касаются, невысоки.

Как следует из п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Чрезвычайность3 подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. То есть чрезвычайное обстоятельство — какое-то очень редкое и маловероятное явление, которое разумный участник оборота вряд ли принял бы в расчет при заключении договора.

Непредотвратимость4 – невозможность любого участника гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Запрет на совершение определенных действий является универсальным, и никто не может избежать введенных ограничений.

Обстоятельства независящие от воли должника5 – введение ограничений органами власти не зависит от воли арендатора, арендатор не может повлиять на отмену данных мер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В случае, когда формально деятельность предприятий не ограничивается, но они испытывают на себе негативные последствия пандемии, арендатору наверняка захочется применить форс-мажор к обязательствам ведь, по сути, невозможность исполнить обязательство обусловлена снижением спроса и экономическим кризисом, что является предпринимательским риском. Риск снижения спроса, отсутствие клиентов и пр. и наступления экономического кризиса не является чрезвычайным обстоятельством, это основной риск предпринимательской деятельности. Поскольку стороны могли учитывать этот риск, указанные обстоятельства не могут признаваться обстоятельствами непреодолимой силы.

Как следует из п. 3 ст. 401 ГК РФ отсутствие у должника необходимых денежных средств не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. В конечном итоге трудности таких предпринимателей сводятся к тому, что из-за отсутствия выручки, дохода, падения спроса на продукцию у них отсутствует достаточная сумма денег, чтобы рассчитаться со своими контрагентами, что не является форс-мажором.

В любом случае, оценка обстоятельства в качестве форс-мажора будет зависеть от усмотрения суда, не исключено, что суды все-таки будут признавать пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы даже в отношении тех предпринимателей, которые прямо не попали под введенные запреты, а пострадали от снижения доходов ввиду введения органами власти запретов.


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://www.garant.ru/products/
  3. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

Поделиться материалом в социальных сетях: