В 2018 году подано 5107 заявлений о привлечений к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве (сведения приведены по «Статистическому вестнику Федресурса»). При этом за тот же период удовлетворено судами 1631 заявление из ранее поданных. С учетом того, что количество поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности год от года растет, вероятность привлечения к ответственности после подачи заявления составляет не менее одной трети.
Основания и порядок привлечения к субсидиарной ответственности отражены в главе III.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившей в силу с 29.07.2017 года.
Зачастую между подачей заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и действиями, за которые эта ответственность может наступить, проходит много лет. В нашей практике есть заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за действия, которые осуществлялись руководителями предприятий в 2010 – 2011 годах.
При этом по разным причинам эти заявления не могут быть оставлены без рассмотрения в связи с применением срока исковой давности.
Чаще всего к субсидиарной ответственности по долгам компании – банкрота привлекают бывших генеральных директоров. Как же директору защититься от этой ответственности?
Прежде всего, при защите себя от обвинений в том, что предприятие стало банкротом по причине действий или бездействия генерального директора ему нужно доказать свою добросовестность и разумность.
Действия, которые свидетельствуют о добросовестности и разумности директора при привлечении к субсидиарной ответственности во многом сходны с действиями, свидетельствующими о разумности и осмотрительности при выборе контрагентов, которые исследуются в рамках налоговых проверок, а именно:
- мониторинг контрагентов на предмет их экономической и юридической стабильности, сбор досье на них;
- подтверждение экономической обоснованности сделок, в том числе путем проведения независимой оценки, либо путем получения экономического (аудиторского) заключения;
- составление наиболее полного акта о передаче документов последующему руководителю предприятия;
- страхование гражданской ответственности;
- создание собственного архива документов и корпоративной переписки на случай увольнения (в частности, такого рода документы помогают установить людей, реально принимавших корпоративные решения);
- регулярная фиксация состояния бизнеса и подготовка документальных планов развития (выхода из кризиса).
Таким образом, полностью защититься от неожиданностей, конечно, нельзя, но количество «подстеленной соломки» позволит значительно снизить «жесткость падения».