Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Минфин предлагает освободить банкротов от НДС

10 Июнь 2020
Время чтения:  минут

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект, предлагающий внести изменения в Налоговый кодекс. Инициатором данного законопроекта стало Министерство финансов. Согласно тексту законопроекта, Минфин РФ предлагает освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) все сделки по реализации товаров, работ и услуг лиц, находящихся в процедуре банкротства, а не только сделки, связанные с реализацией имущества из конкурсной массы.

На сегодняшний день, в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). Вместе с тем, на практике, данная норма применялась исключительно в вопросах, связанных с реализацией имущества должника в порядке статей 110-111, 138-139 Закона о банкротстве и не применялся в отношении товаров и услуг, реализуемых должником в случае продолжения хозяйственной деятельности.

Проблема такого неоднозначного толкования этой нормы было выявлено в ходе проверки ее конституционности, по результатам которой Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено решение о внесении изменений в налоговое законодательство (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 41-П «По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа»). Согласно тексту постановления, оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой неопределенность их нормативного содержания не обеспечивает единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), чем порождает возможность неоднозначного решения обозначенного вопроса о праве налогоплательщика на налоговый вычет.

Там же было указано, что впредь, до внесения надлежащих законодательных изменений оспоренные положения не подлежат применению в том истолковании, которое исключало бы предоставление вычета по налогу на добавленную стоимость налогоплательщикам, которым была предъявлена сумма этого налога в цене продукции, произведенной такой организацией в процессе ее текущей хозяйственной деятельности. Однако КС сделал исключения из этого правила, в случае, если управляющий и покупатель знали, что банкрот налоги в бюджет не заплатит.1

Впоследствии ФНС России опубликовало письмо, где инструктирует нижестоящие налоговые органы, как применять разъяснения Конституционного суда о возмещении НДС при покупке у банкрота. Таким образом, до момента законодательных изменений, все вопросы, связанные с НДС и банкротами, фактически, регулировались письмом ФНС.

В связи с этим и был разработан законопроект, предлагающий дополнить норму положениями, позволяющими освобождать налогоплательщиков от НДС при реализации товаров и услуг, изготовленных или оказанных в процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой после признания должников несостоятельными (банкротами). Такое решение было наиболее очевидным, после Постановления КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 41-П, однако, вероятно, такой подход не решит все проблемы, связанные с участием компании-банкрота в ряде сделок. Также очевидно, что поправки в закон в нынешней редакции могут привести к восстановлению НДС, уплаченного должником по операциям, совершенным до признания его банкротом. Однако, это проблема уже находится в работе, а Минэкономразвития сообщает, что внесет в проект правки дабы исключить вероятные сложности в этом вопросе.


1. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 41-П "По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа" {КонсультантПлюс}

Поделиться материалом в социальных сетях: