До своего банкротства «Авиакомпания „Башкортостан“» являлась среднего размера региональным авиаперевозчиком. Регулярных полетов по собственной инициативе перевозчик не организовывал, а лишь выполнял чартерные рейсы по заказу своей материнской компании «Вим-авиа». Именно в треугольнике «Авиакомпания „Башкортостан“» – «Вим-авиа» – Сбербанк была заключена сделка, породившая долги, которые стали сегодня предметом рассмотрения и принятия судебных решений. В 2006 году авиаперевозчик поручился перед банком в сумме около 0,7 млрд. руб. по кредиту, который получила «Вим-авиа». В дальнейшем ни заемщик, ни поручитель банку деньги не вернули. Почему Сбербанк не взыскал эти средства в рамках отдельного процесса или в ходе банкротства «Башкортостана»?
Осенью 2013 года «Авиакомпания „Башкортостан“» отказалась от лицензии эксплуатанта летательных аппаратов. После этого несколько кредиторов подали иск о банкротстве авиакомпании. Примечательно, что с иском выступили четыре индивидуальных предпринимателя и «Вим-авиа». Причем «Вим-авиа» был крупнейшим кредитором (215 млн. руб. или 70% всей суммы требований). В начале 2014 года совет кредиторов перевел процедуру банкротства в конкурсное производство (этап внешнего управления был исключен). Сбербанк предпринял попытку поучаствовать в процедуре банкротства «Авиакомпании „Башкортостан“», однако успел попасть в реестр кредиторов лишь с незначительной частью просроченной задолженности – 2,5 млн. руб. Таким образом, фактически пытаться получить все 0,7 млрд. руб. долга банк может только после погашения требований других кредиторов.
Тогда Сбербанк пошел другим путем. Он оспорил сделки, которые авиаперевозчик, заключил перед и в начале процедуры банкротства. Речь идет о сделках по продаже «Башкортостаном» самолета материнской авиакомпании «Вим-авиа» и нескольких автомобилей. Суд принял решение в пользу банка, теперь конкурсный управляющий должен пересмотреть эти сделки, кроме того, суд обязал управляющего принять меры к взысканию около 146,8 млн. рублей дебиторской задолженности банкрота. Таким образом, шансы банка получить хотя бы часть дога с «Авиакомпания „Башкортостан“» возросли, хотя надежды на погашение всей суммы, конечно же, по-прежнему нет.