McDonald's является самым крупным по выручке и, пожалуй, самым известным сетевым фаст-фудом в мире. Следует отметить, что по числу ресторанов эта сеть является второй в мире, что, с учетом первенства по выручке, должно говорить о хорошем уровне состояния дел. В действительности это уже достаточно давно не так. Спад продаж на профильном рынке наблюдается не первый год, что и подвигло менеджмент McDonald's (у которого чистая прибыль снизилась на 13% только за второй квартал текущего года) на разработку антикризисного плана, который уже вступил в стадию реализации. Все маркетинговые и бизнес-решения, предусмотренные этим планом, будут реализовываться в Северной Америке, многие – во всех остальных регионах мира, где имеются рестораны сети. Но, как оказалось, в России McDonald's будет действовать совершенно иначе.
Основные пункты общемирового антикризисного плана McDonald's
Переломить кризисную ситуацию менеджмент компании намерен за счет реализации следующих шагов:
- снижение цен на многие виды продукции
- предоставление клиентам разнообразных наборов блюд по небольшой фиксированной цене
- добавление в ассортимент блюд национального меню
- добавление возможности потребителям самим выбирать начинку некоторых бутербродов
- сокращение корпоративных издержек
- повышение качества продукции
- оптимизация структуры менеджмента.
Следует отметить, что франчайзинговые партнеры по многим пунктам не согласны с McDonald's, отмечая, что арендная плата постоянно растет, а их выручка снижается.
Тем не менее, вызывает удивление тот факт, что в российском сегменте своего бизнеса McDonald's действовать указанными выше способами не намерен. При этом дела у сетевого фаст-фуда на нашем рынке вовсе не выглядят радужно – за прошлый год его чистая прибыль сократилась почти на 43% и составила немногим более 3 млрд. рублей. Соответственно, необходимость реализации антикризисного плана имеется, в компании это признают, однако, ни вносить изменения в меню, ни снижать цены в России «Макдоналдс» не намерен. Фактически единственное действие, которое компания будет предпринимать – это значительно расширять сеть своих ресторанов. В этом направлении решено опереться не на отдельных частников-арендаторов ресторанов, а действовать через франчайзинговые договоры с крупными структурами. С одной из таких структур договор уже заключен, что позволило открыть сразу несколько ресторанов. В ближайшее время планируется запустить еще более десяти торговых точек, в основном, в Сибири.