Ввод в действие системы «Платон» в последнее время стал громкой темой. Отставим в сторону вопросы протестов, напряженности, возникшей в связи с этим. Попробуем с холодной головой разобраться, насколько связаны система «Платон» и угроза банкротства для отечественных грузоперевозчиков.
Министерство транспорта РФ сообщает, что новая система успешно запущена и всего за две недели работы собрала с дальнобойщиков почти 0,8 млрд. рублей. Какие изменения в связи с этим мы можем наблюдать на рынке грузоперевозок?
- до 30% машин не выходят в рейсы – их владельцы заявляют, что новые сборы просто не позволяют рентабельно проводить перевозки
- выросли тарифы на грузоперевозки – по некоторым оценкам рост цен даже превысил 25%
- практически у всех клиентов дальнобойщиков наблюдаются перебои в поставках.
Безусловно, можно говорить, что после того, как все привыкнут к новым условиям, приведенные показатели снизятся. Однако, если вспомнить о том, что и до введения «Платона» имели место кризисные явления, то ситуация может выйти из-под контроля. В пользу такой возможности говорит тот факт, что по некоторым направлениям рост цен на грузоперевозки превысил 100%! К этому следует добавить, что уже начался предновогодний ажиотаж, который вносит свою лепту хаоса и на рынок грузоперевозок. Безусловно, этот ажиотаж также спадет согласно календарю, но все ли переживут период особых трудностей?
Может ли внедрение системы «Платон» привести к банкротству грузоперевозчиков?
Убытки наблюдаются у всех транспортных компаний, соответственно, возможно и их банкротство. Но есть принципиальная разница между крупными компаниями и мелкими, индивидуальными предпринимателями.
- Крупным транспортным компаниям легче пройти волну кризиса
Они могут себе позволить даже поработать несколько месяцев в убыток, чтобы затем приспособиться к новым условиям и «наверстать упущенное». Мелкие предприниматели, как правило, имеют оборотные средства, чтобы выполнить 2-3 перевозки, а дальше они просто не смогут оплатить горючее и т.п. Добавим, что при этом большинство из них должны платить по кредитам.
- Мелкие компании вообще не могут работать по предоплате.
Сегодняшняя практика рынка грузоперевозок – это 30-60-дневный «люфт» между временем совершения перевозки и моментом её оплаты. При этом система «Платон» требует работать только по предоплате (внедрение постоплаты пока находится на стадии предварительного рассмотрения).
Эксперты считают, что указанные причины могут привести к разорению от 30 до 60% мелких перевозчиков в течение года. С одной стороны, из этого не следует, что на рынке грузоперевозок наступит коллапс – крупные компании постепенно заполнят освободившуюся нишу. Однако это, во-первых, приведет к заметному переформатированию рынка, во-вторых, вызовет негативные явления во многих смежных областях. Например, массовое разорение ИП-дальнобойщиков вызовет массовое непогашение ими долгов по кредитам, которые, согласно оценкам экспертов, имеются у 70-80% таких предпринимателей.