На основании динамики последних лет специалисты предсказывают рост числа банкротств предприятий в России на 50-60%. В 2014-м году суды рассматривали около 38 тысяч дел о несостоятельности предприятий, в 2015-м число таких дел вплотную приблизилось к 50 тысячам. Если, как и ожидается, цена барреля нефти будет и дальше колебаться в районе $30, в 2016 и 2017-м годах число дел о банкротстве будет возрастать примерно на 50% ежегодно, т.е. в 2017-м оно превысит 100 тысяч. Подсчитали эксперты и следующую зависимость – повышение курса доллара на 1 рубль роста означает появление около 2-ух тысяч новых компаний-банкротов.
В этой связи особенно актуальным становится то, что, даже если число процессов о несостоятельности в нашей стране и не вырастет, то вести процедуры банкротства будет просто некому. – Российские арбитражные управляющие недовольны новыми условиями, которые утверждены законодателями, и отказываются в них работать. Проблему создало вступление с начала 2016 года в действие Федерального закона №391-ФЗ. В нем резко усилена ответственность арбитражных управляющих. Теперь этим важным участникам процессов банкротства приходится значительно увеличивать размеры сумм, вносимых в страховые фонды, при этом дисквалификацию арбитражный управляющий может получить даже за пару опечаток в документах. Относительно финансовой стороны вопроса все эксперты в один голос утверждают, что предписанное в законе вознаграждение управляющего в размере 10 тыс. рублей никак несоразмерно сотням тысяч рублей, которые он обязан вносить в страховой фонд СРО, а также трудозатратам и рискам. Причем риски распределены на все СРО, соответственно, ошибка одного управляющего приводит к тому, что десятки его коллег будут вынуждены вновь пополнять страховой фонд на сотни тысяч рублей. Следует добавить, что на стадии рассмотрения находится очередной законопроект, согласно которому права управляющего будут значительно сужены, а обязанности – расширены.
В связи с этим с начала текущего года управляющие отказываются принимать к исполнению новые дела, бойкотируются уже более двух сотен процедур банкротства. Т.е. уже сегодня мы имеем затягивание процедур банкротства, затягивание решения вопросов расчетов с кредиторами, снижение поступлений в бюджет.