Интернет-магазин Wikimart – один из крупнейших игроков на профильном российском рынке. В условиях экономического кризиса всему ритейлу приходится нелегко, однако есть признаки того, что проблемы Wikimart достигли критического уровня. Точные цифры пока не известны, но есть сведения о следующем:
- Маркетплейс сократил 40 процентов штата.
Важно отметить, что под сокращение попали сотрудники всех направлений – департаментов коммерции и маркетинга, отдела продаж, работники розницы, службы доставки… Из компании уволились многие топ-менеджеры, а в первые месяцы 2016 года ожидается новая волна сокращений.
- Накоплены значительные долги перед поставщиками.
Правда, в суде на настоящий момент имеется единственный иск на сравнительно небольшую сумму – немногим более 3 млн. рублей.
В чем причина возникших у Wikimart трудностей? Не оправдавшая себя бизнес-модель, неумение её реализовать на практике? Неспособность руководства разработать эффективный антикризисный план? Сказалось, видимо, и то, и другое.
Пришедшее несколько лет назад руководство компании сделало ставку на:
- расширение ассортимента
- создание сети «Wikimart-центров»
- совмещение торговли с маркетплейса и со склада.
Первая проблема возникла, когда сбои в системе учета не позволили эффективно торговать со склада. Офлайновые точки продаж, во-первых, были развернуты в меньшем числе, чем планировалось (менее 50%), во-вторых, даже не приблизились к ожидаемым показателям посещаемости (60 человек против ожидавшихся 1000 человек в сутки). У компании возникли долги почти по всем направлениям (кроме зарплаты сотрудников) – перед владельцами арендуемых площадей, строителями, службами безопасности и доставки, телекоммуникационными фирмами… На компанию стали поступать иски о взыскании долгов (в сумме 2-9 млн. руб. каждый), однако пока проблемы удавалось решать в досудебном порядке.
К сожалению, на сегодняшний день руководство Wikimart не только не представило или хотя бы объявило о создании антикризисного плана, но даже не делает сколько-нибудь пространных комментариев о положении дел в компании, её перспективах. К журналистам просачивается информация, что некие наметки такого плана действий имеются. Предполагается, например, интеграция маркетплейса с сервисом скидок. Однако все это пока на уровне слухов и эксперты не берутся на их основании судить о шансах Wikimart на выход из кризисной ситуации.