Фактически речь идет о внедрении в России механизма, который в международной практике называется bail-in. В этом случае кредиторы смогут на законных основаниях принимать участие в судьбе санируемых банков. В настоящий момент Минфин проводит согласование концепции действия механизма с Центральным Банком, другими государственными ведомствами и ключевыми финансовыми структурами.
На начальном этапе планируется распространить действие механизма bail-in только на юрлиц. Кредиторы, в случае появления у банка проблем, становятся его акционерами. В результате они получают право участвовать в процессе принятия решений, разработке антикризисного плана, утверждении перечня задолженностей, их реструктуризации, очередности погашения. Безусловно, ещё необходимо согласовать все вопросы, на каком этапе производить включение в процесс кредиторов, сбалансировать их права и ответственность. Именно этим Минфин сейчас и занимается с Центральным банком, Агентством по страхованию вкладов, Министерством экономразвития, юристами.
Мировой опыт использования механизм bail-in положительный. Например, его использование было очень эффективным во время банковского кризиса на Кипре в 2013 году. Сегодня эту практику необходимо внедрить и в России, тем более, что ЦБ продолжает активную работу по санации пошатнувшихся банков. При этом для решения проблем банков ЦБ использует свои средства, а сами кредиторы смогут обеспечить прибавку к вложениям государства, чем помогут финансовому оздоровлению проблемного учреждения. В условиях сокращения государственных ресурсов это особенно важно. Если в хороших экономических условиях государство могло себе позволить спасать банк, его кредиторов, приводить ситуацию к тому, что никто ничего не терял, то теперь госресурсов хватит лишь на частичное решение возникающих проблем. Соответственно, участие самих кредиторов позволит решать проблему полностью.
Впервые о внедрении bail-in в России председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заговорила в конце прошлого года. При этом она отметила, что участие кредиторов в процессе санации во многих случаях позволит не просто максимально удовлетворить требования всех сторон, но сохранить работоспособные банки, восстановить их платежеспособность.