В ближайшие дни Правительство России намерено утвердить антикризисный план на текущий год. Финансирование антикризисных мер потребует выделения более 380 млрд. рублей в дополнение к уже заложенным в бюджете почти 450 млрд. рублей.
Несмотря на то, что само слово «кризис» российские власти настойчиво отказываются употреблять, очевидно, что в Правительстве отдают себе отчет о действительном состоянии дел. Предлагаемые антикризисные меры делятся на два направления:
- неотложные действия, необходимые для стабилизации социально-экономического положения
- действия, направленные на структурную перестройку экономики, которые обеспечат её развитие в перспективе.
Предлагаемые планом источники финансирования антикризисных мер: антикризисный фонд – более 200 млрд. рублей, государственный бюджет – почти 450 млрд. рублей, ФНБ (Фонд национального благосостояния) – почти 40 млрд. рублей. Из неопределенных пока источников власти также намерены получить и направить на финансирование антикризисных мероприятий ещё более 130 млрд. рублей.
В каких размерах и какие направления будут финансироваться в первую очередь?
В социальной сфере:
- 5 млрд. рублей – поддержка сферы занятости
- 6 млрд. рублей – субсидирование организации летнего отдыха
- 6 млрд. рублей – выплата пособий по безработице.
- 8,5 млрд. рублей – на лечение редких заболеваний
- около 13 млрд. рублей – поддержка моногородов.
Отрасли экономики:
- около 140 млрд. рублей – автомобильная промышленность
- 1,5 млрд. рублей – легкая промышленность
- 20 млрд. рублей – транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.
Адресная поддержка:
- 40 млрд. рублей – ОАО “РЖД”
- 1 млрд. руб. – ООО “ЧТЗ-Уралтрак”
- более 7 млрд. руб. – ФГУП “ГКНПЦ им. М.В. Хруничева”.
Следует отметить, что внутри самого правительства и в экспертной среде продолжается дискуссия о действенности и параметрах антикризисной программы. Например, критические замечания высказывал министр финансов Антон Силуанов. Он считает, что планом не предусмотрены необходимые меры для поддержки Пенсионного фонда, кроме того сокращения в бюджете не сбалансированы с предусмотренным ростом расходов на антикризисные меры. Отметить стоит и то, что Минэкономразвития, согласно собственному заявлению, не проводил расчетов о том, какой прирост ВВП позволит получить реализация антикризисного плана. Ряд экспертов считают нерациональным решение адресно поддерживать ОАО “РЖД”, другие не видят цельности, единой идеи плана. ФНПР считает необходимым первым пунктом плана действий поставить меры по восстановлению покупательной способности населения, для чего следует повысить минимальный размер оплаты труда, увеличить размер пособий по безработице. Эксперты ФНПР и ряда других организаций подтверждают цифрами, что как раз промышленность работает, безработица остается низкой. Но падение реального уровня зарплат (при сохранении номинального уровня) уже приводит к падению покупательной способности, а вскоре вызовет кризис в промышленности, поскольку населению просто не на что будет покупать произведенное.