Несмотря на то, что антикризисный план ведущего российского автопроизводителя ГАЗ реализуется не первый год, заметных успехов не видно. Достаточно сказать, что речь идет о сокращении в ближайшее время ещё около 5 тысяч сотрудников, стоит вопрос полного прекращения отдельных производств. Причем среди этих производств есть те, которые были развернуты в качестве реализации пунктов антикризисного плана! Топ-менеджмент ГАЗа, эксперты и представители властей проанализировали ход проведения реформ на предприятии. Какие проблемы они отмечают, в чем недостатки действующего антикризисного плана, разработанного командой Бу Андерссона?
- Изменение внешних факторов – состояние мировой и отечественной экономики, вступление России в ВТО
- Ошибки в расчетах, положенные в основу ряда мероприятий антикризисного плана
- Дисбаланс результатов деятельности на отдельных направлениях – успешный выпуск небольших грузовиков и убытки при производстве автобусов.
Изменение внешних факторов и ГАЗ
Менеджмент предприятия указывает на сокращение отечественного автомобильного рынка – только за 6 месяцев 2014-го объемы продаж упали на 6,2%. Безусловно, это определяется общим ухудшением экономической ситуации в России. Нельзя сказать, что власти различного уровня не уделяют этой проблеме внимания. Работает экспертный совет Государственной Думы по автомобильной промышленности, создана Стратегия развития автопрома до 2020 года, предусматривающая существенные меры господдержки. Однако действенной помощи ГАЗу пока это не обеспечивает. Более того – эксперты отрасли отмечают, что Стратегия уже сегодня не отвечает реалиям, поскольку заложенные в ней показатели по объёму авторынка уже к середине текущего года превышают реально имеющиеся на 25%, а в дальнейшем ожидается рост этого разрыва до 35-45%.
Добавьте к этому членство России в ВТО, которое подразумевает в течение 5 лет снижение импортных пошлин до 15%. Учитывая другие факторы, это приведет к тому, что весь отечественный автопром может оказаться нерентабельным. Во всяком случае, на плаву могут остаться лишь производители с объемами годового выпуска 350-400 тысяч автомобилей. Но в этот параметр укладывается лишь АВТОВАЗ, а у ГАЗа перспективы нет.
Ошибки в расчетах для антикризисного плана ГАЗа
В 2011 году при составлении антикризисного плана в нем было предусмотрено налаживание контрактной сборки автомобилей («Skoda/Volkswagen» и др.), которая обещала создание рентабельного направления. Но в обоснование этих пунктов плана были заложены неверные расчеты!
На практике оказалось, что на каждом собранном автомобиле ГАЗ зарабатывает 35-39 тысяч рублей. Это немало? Но ведь сам автомобиль имеет цену миллион и более рублей! Поэтому уже сегодня на сборке иностранных авто сокращено около 20% персонала и пока не видно, когда процесс сокращения остановится.
Дисбаланс результатов деятельности ГАЗ на отдельных направлениях
Наибольшие проблемы наблюдаются на производстве ПАЗа. Несмотря на то, что здесь намерены начать выпуск автобусов на газовом топливе, именно на ПАЗе проводятся и будут проводиться масштабные сокращения работников. Чтобы минимизировать последний фактор, предусматривается также начало производства в Павлограде линейки Газелей NEXT. Однако даст ли это результат? Да, действительно линейка микроавтобусов и грузовиков Газелей NEXT на сегодня является успешным проектом ГАЗа. Однако насколько можно расширять производство?
По мнению экспертов только удача проекта ГАЗели NEXT и позволяет заводу сегодня не находиться в начале процедуры банкротства. Но на рынке наблюдается спад продаж и коммерческих автомобилей, рынок насыщен. Обеспечит ли отечественный малый и средний бизнес достаточный спрос на ГАЗели NEXT при ухудшении или даже сохранении нынешней экономической ситуации? Это большой вопрос. Следовательно, под большим вопросом остается и целесообразность запуска производства линейки ГАЗели NEXT на ПАЗе.
На каких направлениях менеджмент ГАЗа сегодня ищет решения?
Какие изменения он намерен внести в антикризисный план?
- Сосредоточиться на производстве коммерческих автомобилей и запустить несколько новых моделей других направлений.
- Применять достаточно традиционные меры – сокращать производственные запасы и затраты, снижать себестоимость, оптимизировать логистику, реализовать непрофильные активы, сокращать персонал.
- Искать новую поддержку или её форматы на государственном уровне.
Эксперты рынка пока не высказывают оптимизма по поводу будущего ГАЗа, не определяют положения его антикризисного плана, как однозначно гарантирующие необходимый результат.