Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Юрист по корпоративному праву

03

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

04

Налоговые споры

05

Защита по экономическим преступлениям

Реальная практика применения в делах о банкротстве измененного в законе определения контролирующих лиц должника

Как уже сообщалось на нашем сайте, начиная с сентября текущего года, вступило в действие новое законодательное определение контролирующих лиц должника в делах о банкротстве. Какие результаты это уже дало на практике, что говорят по этой теме эксперты?

 

Все эксперты единодушны в том, что указанные изменения давно назрели, что они отражают имеющийся в обществе запрос на нормализацию гражданского оборота, привлечение к ответственности не номинальных, а реальных владельцев. Сегодня судебные и иные органы имеют реальную возможность их установить по степени родства, зависимости по должности и даже любой иной связи. Путь выхода реальных владельцев из банкротящихся бизнесов без заметных потерь теперь может надежно перекрываться.

Налоговики уже не раз сообщали об успешном вскрытии схемы уклонения от уплаты налогов (обычно, НДС), в которых использовался «метод создания новой фирмы». При этом владельцы не менялись, все или большинство активов, клиентская база «перебрасывались» в новую фирму, а налоговикам предоставлялась возможность взыскивать недоимку со старой фирмы – безнадежного должника. Теперь налоговики, во-первых, имеют возможность доказать фактическое правопреемство бизнесов, во-вторых, согласно нововведениям в Налоговом кодексе, долги теперь можно взыскивать и напрямую с учредителей, акционеров.

Другая важная тенденция, которая теперь возникает, связана с изменением роли номинальных владельцев. Понятно, что до недавнего времени им приходилось платить за услуги. Кроме того, номинальные владельцы имели возможность поступать, мягко говоря, некорректно с истинными владельцами – «забыть» вернуть активы, начать спор о праве на их владение, вступить в сговор с конкурентами. Теперь все это практически теряет смысл, поскольку роль номинальных владельцев, если не упала до нуля, то существенно снизилась. Также эксперты отмечают, что на практике наиболее эффективным путем для выявления истинных владельцев является именно банкротство, кроме того именно в процессе банкротства наиболее эффективно производится выявление лжедолгов.

Судебная практика уже позволяет судить о том, что инструментарий, позволяющий выявлять истинных владельцев бизнесов-должников, становится очень широким. На сегодня известно, что суды с должным вниманием отнеслись к доказательствам, полученным путем сбора свидетельских показаний, отчетов детективных агентств, а не только выпискам из реестров и т.п.

В то же время предпринимают ответные шаги и те юристы, которые предлагали ранее и предлагают сейчас варианты «защиты бизнеса» через создание номинальных владельцев. Только теперь они советуют организовывать номинальное владение не через близких родственников. Более серьезные консультанты все-таки предлагают более не использовать схемы номинального владения, а защищаться другим путями, причем путями совершенно законными. Ведь сегодня Гражданский кодекс позволяет оптимально распределять корпоративные риски.
Реальная практика применения в делах о банкротстве измененного в законе определения контролирующих лиц должника