Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Крах Татфондбанка и его последствия

Недавний скандальный крах Татфондбанка, безусловно, очень сильно сказался на деятельности тысяч предприятий, физических и юридических лиц, которые имели в данном финучреждении счета. Однако сейчас речь идет о том, что данный процесс будет иметь очень большое значение для банковской системы нашей страны в целом.

Наиболее важными из обсуждаемых в этой связи вопросов являются следующие:

  • Ужесточение требований к банкам и тщательности проверки предоставляемых ими отчетов в ЦБ и АСВ.
  • Введение санкции для банков, которые искажают данные отчетности (на этот счет имеется официальное предложение Счетной палаты).

После того, как аудиторы Счетной палаты ещё раз (уже после краха и массовых протестов вкладчиков) проверили Татфондбанк, они заявили, что ранее неоднократно информировали ЦентроБанк и АСВ о выявленных фактах. Однако на эти обращения, во-первых, не было должной реакции, во-вторых, ответственность для кредитных организаций по подобным поводам пока законом и подзаконными актами не предусмотрена.

На сегодня в отношении бывшего главы Татафондбанка Р. Мусина выдвинуто обвинение в мошенничестве. Согласно материалам уголовного дела, Мусин и некие иные должностные лица в банке незаконно вывели из одной из кредитовавшихся в банке компаний залоговое имущество на сумму почти 850 миллионов рублей. Кроме того Мусин неоднократно передавал в ЦентроБанк фиктивные документы, свидетельствующие  о наличии у Татфондбанка ликвидных активов, что позволило в дальнейшем получить под эти активы более 3 миллиардов рублей и вывести их на счета других компаний. Ситуация с этими высоколиквидными активами является тем более «пикантной», что в их роли выступили переданные республиканским правительством земельные участки. По оценке экспертов, рыночная цена этих участков не превышает 0,5 млрд. рублей, однако Татфондбанк указал в своих отчетах их стоимость почти в 3,5 млрд. рублей. Понятно, что по этому вопросу возникли претензии к высшим менеджерам банка. Однако необходимо также разобраться в том, почему в правительстве республики в ЦентроБанке несколько месяцев не замечали столь явного несоответствия. При этом Банк России с одной стороны заявляет, что давно (с лета прошлого года) знал о проблемах в одном из ведущих банков Татарстана. С другой стороны остается совершенно неясным, кто именно в ЦентроБанке эти проблемы обнаружил и после обнаружения не предпринял никаких действий. Финансовый регулятор почему-то несколько месяцев надеялся на восстановление финансовой устойчивости Татафондбанка и даже участвовал в составлении антикризисного плана. И только потом, рассмотрев фактически все имеющиеся у проблемного банка активы, пришел к выводу о наличии в них большого числа фальшивых обязательств, выявил факты вывода активов из Татфондбанка. Есть основания полагать, что ЦентроБанк много месяцев знал не только о наличии проблем у Татфондбанка, но и о том, что имелись факты подлога и мошенничества. Однако пока предполагалась возможность санации финучреждения за счет участия денег республиканского правительства, на факты мошенничества просто не обращали внимания.
Крах Татфондбанка и его последствия