Крупное дальневосточное предприятие – ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» в 2015 году было объявлено банкротом. В текущем месяце конкурсный управляющий этой компании сообщил, что благодаря проведенной работе по погашению долгов удалось полностью рассчитаться со всеми бывшими работниками компании. Это безусловный успех, однако конкурсный управляющий ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» («ТМК») также предоставил информацию, из которой следует, что это предприятие вполне можно было сохранить. В частности, на момент признания банкротом активы ТМК превышали пассивы.
На момент, когда в «ТМК» был назначен конкурсный управляющий, задолженность компании превышала 7 миллиардов рублей, причем около 200 миллионов рублей из этой суммы приходилось на задолженность по заработной плате. По мнению экспертов ранее менеджмент «ТМК» поступил в корне неверно. Во-первых, было принято решение полностью остановить все работы, во-вторых, одновременно сократить все 1600 человек персонала. В результате была исключена возможность каких-либо финансовых поступлений за вновь выполненные работы, которые бы могли направляться и на погашение долгов по зарплате, а сами долги резко возросли, ведь к ним добавились ещё и суммы компенсационных выплат, положенных по увольнению. Как мы уже говорили, на сегодня удалось полностью рассчитаться со всеми бывшими работниками компании. Но как возникла основная часть 7-мимиллиардной задолженности «ТМК»?
Основная часть этой суммы приходится на «Дальспецстрой России» – более 3,5 миллиардов рублей. Эта компания была генеральным подрядчиком строительства космодрома Восточный, а «ТМК» – субподрядчиком. Компании имели сложную систему взаиморасчетов между собой и большие суммы взаимных долгов. От 85 до 95% процентов этих долгов могли бы быть погашены путем взаимозачета. Но до начала банкротства «ТМК» взаимозачеты произведены не были, а позже это стало невозможно. Причем «Дальспецстрой России» на сегодня не может погасить свои долги и в одностороннем порядке, поскольку в этой компании идет реорганизация.
Также у ЗАО «ТМК» было множество других кредиторов (контрагенты, поставщики материалов, субподрядчики), задолженность перед каждым из которых не превышала 100 миллионов рублей (не считая залоговых кредиторов). Однако, согласно закону, наличие долга в размере даже 300 тыс. руб. позволяет инициировать банкротство. И именно мелкие кредиторы фактически и обанкротили очень крупную компанию с огромными оборотами «ТМК», хотя её активы превышали пассивы. В частности, заявителем по делу о банкротстве стал кредитор, требовавший взыскания 96 миллионов рублей. ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» в конкретный момент не имело возможности погасить эту сумму, что привело к возникновению «эффекта лавины». Остальные кредиторы, поспешили в суд с заявлениями о включении их требований в реестр. Начало конкурсного производства стало неизбежным в условиях пассивности по вышеназванной причине главного кредитора – «Дальспецстроя России».
На сегодня процесс погашения задолженности перед кредиторами «ТМК» продолжается. Практически полностью удалось рассчитаться с банками, кредиты которых были обеспечены залогами. По прогнозу конкурсного управляющего, остальные кредиторы смогут получить от 30 до 40% суммы заявленной задолженности.