Статистика дел о банкротствах в России за последние годы гласит: кредиторы сумели взыскать только 3,2% от суммы своих требований к банкротам-юрлицам. При этом более чем две трети кредиторов в ходе конкурсного производства не получают вообще ничего! В чем причины неэффективности процедур банкротства юридических лиц?
В дополнение к приведенным выше удручающим цифрам, следует сказать, что тенденция также негативна. 3,2% взыскания – это уровень за значительный период, а за последние полгода этот показатель снизился до 2,6%! Процессы, в ходе которых удается удовлетворить требования кредиторов на 10% и более, сегодня всеми специалистами считаются просто уникальными!
Каковы же причины неэффективности процедур банкротства юридических лиц?
- Отсутствие имущества у банкрота
По данным статистики: более 60% вошедших за последние два года в процедуру банкротства российских компаний либо вообще не имели активов, либо имели активы, цена которых была равна нулю.
- Низкий спрос на торгах
В условиях текущей экономической ситуации не так много оказывается покупателей на торгах, проводимых в рамках конкурсного производства. В то время как на аукционы выставляется все большее число лотов (рост год к году в два раза), доля реально проданных активов упала примерно на треть, составив 14% от выставленного на торги. Как правило, имущество банкротов продается только на четвертой итерации торгов, когда цена лота снижается более чем вдвое, а чаще – втрое.
- Особенности национального менталитета
Нормы для привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности руководителей и собственников компаний в связи с доведением предприятий до банкротства пока являются слабыми и мало работают. В то же время большинство представителей бизнеса отличаются, так называемым, «криминальным мышлением», которое подразумевает, что отдавать долги – это всегда неправильно. Соответственно, должник-банкрот всеми правдами и неправдами прячет активы даже в ущерб самому себе, исключая возможность сохранения своего предприятия в той или иной форме.
- Неэффективные действия государственных органов