Для специалистов и бизнесменов нередко важна информация, которая позволяет оценить в общем итоги банкротства определенной компании, определить, кому достались его активы. В этом отношении более чем наглядным будет процесс банкротства крупнейшего в Татарстане и одного из самых крупных в России агрохолдингов.
ОАО «ВАМИН-Татарстан» был действительно агрохолдингом-гигантом. В 2011 году компания производила более 300 тонн молока в день, была крупнейшим агропромышленным холдингом в Татарстане, входила в пятерку крупнейших молокопроизводителей России. В число предприятий агрохолдинга входили десятки молокоперерабатывающих комбинатов, хлебокомбинатов, фермерских и рыбных хозяйств, имелась также собственная розничная сеть. Основателем «ВАМИНа» и его самым большим акционером до момента краха являлся Вагиз Мингазов.
По официальной версии основной причиной накопления проблем у холдинга стала многолетняя засуха. С 2010 года компания работала с убытками, которые быстро росли, в частности в 2012 году чистый убыток уже приблизился к 1,5 млрд рублей. Через год общий объем обязательств достиг 13 млрд рублей. С весны 2013 в отношении «ВАМИНа» запустили процедуру конкурсного производства. Инициатором процесса стал ВТБ, долг перед которым превышал 0,4 млрд рублей и был не самым крупным. Поскольку кредиты на эту сумму ВТБ выдавал под личное поручительство Мингазова, в отношении него вскоре также был начат процесс личного банкротства.
Крупнейшим же кредитором агрохолдинга был Сбербанк с суммой требований 2 млрд рублей. По состоянию на сегодняшний день Сбербанк сумел вернуть 0,6 млрд руб. Известно, что другие банки-кредиторы переуступили свои долги и вышли из процесса.
Управляющему в ходе конкурсного производства пришлось серьезно поработать, ведь разными лотами продавались производственные мощности, крупные незавершенные объекты, права требования, земельные участки. Учитывая непростую экономическую ситуацию, торги часто завершались безуспешно, что приводило к необходимости «переформатирования» лотов.
Поскольку речь шла о банкротстве целой группы предприятий, понятно, что к этому процессу власти Татарстана не могли остаться безучастными – необходимо было сохранить и рабочие места, и поставки продовольствия. Поэтому республика создала компанию «Просто молоко», которой по решению совета кредиторов, были переданы в управление производственные мощности «ВАМИНа». Правительственный «Татагролизинг» многие мощности банкрота выкупил, и часть из них передал на баланс «Просто молоко». В дальнейшем «Просто молоко» перестало быть заметным игроком в данном процессе, а «Татагролизинг» продолжил оставаться основным скупщиком производственных активов банкрота. В настоящий момент эта компания активно продает активы третьим компаниям из многих регионов страны.