Кредиторы и депутаты Государственной Думы обратились в Следственный комитет РФ с просьбой организовать проверку процесса банкротства ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ) на предмет предумышленности. Напомним, что в ходе процедуры наблюдения на НКВЗ долги этого предприятия были определены в размере около 2,2 млрд. руб.
Еще сравнительно недавно Новокузнецкий вагоностроительный завод не просто нормально работал и развивался, а развивался стремительно, выпускал тысячи полувагонов только инновационных моделей, побеждал в престижных промышленных конкурсах, прошел международную сертификацию производства. Возможно, именно эти успехи парадоксальным образом стали причиной краха предприятия. Дело в том, что НКВЗ имел много заказов на дорогостоящие инновационные модели вагонов и поэтому решил прекратить производство старых моделей. В 2013-14-х годах завод получил авансы от лизинговых компаний, а также взял кредит в Сбербанке (2,7 млрд. руб) под производство законтрактованных более 2000 инновационных вагонов. Однако себестоимость производства этих моделей оказалось настолько высокой, что возникла проблема с их сбытом. Результатом стали невозможность погашения кредитов и других долгов и последующее банкротство в начале 2016 года.
Однако на настоящий момент по результатам проверок можно сделать вывод, что НКВЗ разорился не только по причине технической ошибки, связанной с определением себестоимости производства вагонов. Есть основания утверждать, что:
- деньги, взятые в кредит под 11% годовых, завод передал аффилированным компаниям под существенно более низкий процент
- стоимость закупаемых комплектующих для инновационных вагонов завышалась примерно на треть.