Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Банковские санации в России – вопросов намного больше, чем ответов

Скандальные события на финансовом рынке, банковские санации – это важная примета нынешнего времени в России. Важнейшую роль во всех этих процессах играет Агентство по страхованию вкладов. Поскольку и страхование, и санация являются мерами по поддержанию стабильности банковской системы, АСВ поручили санацию многих банков. Однако санатором это агентство оказалось не идеальным, поэтому реструктуризацией ключевых банков теперь намерен заниматься сам Банк России.

Деятельность АСВ при расчетах с кредиторами рухнувших банков оказалась не очень выгодной для этих самых кредиторов. Известно, что в нашей стране при банкротствах в среднем удовлетворяется около 3% требований кредиторов. В принципе, можно говорить, что возврат средств вкладчикам рухнувших банков существенно превышает названную цифру и для третьей очереди составляет около 15%. Но при этом сам АСВ (как кредитор первой очереди) возмещает свои потери на уровне 64%! Однако здесь важно учесть и следующее: Когда АСВ создавалось, то в систему страхования банки отбирались очень строго, следовательно, вероятность отзыва лицензии у такого кредитного учреждения оценивалась как крайне низкая. Но на сегодня мы имеем массовый отзыв лицензий Банком России, следовательно, Агентству необходимо проводить масштабные страховые выплаты, а для возмещения этих расходов, ему нужно максимально взыскивать долги с санируемых банков.

Деятельность АСВ в качестве санатора также нельзя оценить как эффективную, если посмотреть на её итоги с точки зрения восстановления платежеспособности банков. Агентство за несколько лет сумело завершить менее половины санационных процедур, причем на сегодня под контролем АСВ остается даже банк «Российский Капитал», который в эту процедуру попал самым первым. Также следует сказать, что сохранить относительную стабильность на российском финансовом рынке удалось только при помощи мощнейших вливаний средств со стороны государства. Для сравнения следует привести всего два показателя: На начало текущего года в фонде страхования вкладов оставалось всего 24 млрд рублей, а за предшествующий год государство «влило» в проблемные банки 1,5 трлн рублей.

Однако многие эксперты считают, что дело не в неэффективных санаторах, а в неэффективности системы банковского регулирования в целом. При этом те же эксперты подчеркивают, что винить только Банк России тоже не следует. При этом Центробанку, конечно, предназначается много критических замечаний относительно низкого качества банковского надзора, не позволяющего своевременно обнаружить проблемы у банков и предотвратить появление масштабных «дыр» в их балансах. Но проблема заключается ещё и в самом Законе о банкротстве, который не предусматривает особого и прозрачного перечня оснований для принятия решения о санации проблемного банка. Поскольку такой механизм четко и ясно не прописан, появляется возможность выбирать финансовые учреждения для санации келейно, без учета, точной оценки финансового положения санируемых банков. Точно также непонятны и критерии оценки возможности возвращения банков к нормальной деятельности после принятия антикризисных мер и выделения дополнительного финансирования со стороны АСВ, ЦБ РФ.
Банковские санации в России – вопросов намного больше, чем ответов