Экс-президент «Сибирского Цемента» ведет масштабные судебные и информационные войны в попытках не возвращать ходингу долги, обосновать чистоту своих действий. Бывший глава холдинга Андрей Муравьев в СМИ активно опровергает оглашаемые в этих же СМИ претензии к нему. Г-н Муравьев неизменно уверенно опровергает, называет недостоверной информацию о своей деятельности. Правда, журналисты также неизменно отмечают – все рассуждения экс-президента «СибЦемента» сводятся к тому, что в отношении него, его деятельности сделаны неправильные выводы. Но ни одного факта о «странных» переводах денежных средств, получении или выдаче необеспеченных кредитов сомнительным структурам он прямо и аргументированно не опровергает. В том числе ему пока не удалось опровергнуть подобные факты через суд, а он прямо или косвенно является фигурантом многих дел.
Широкую огласку, если не скандалы, в СМИ получило также одно дело, связанное с Муравьевым, но не связанное с «Сибирским Цементом». Речь идет о банкротстве девелоперской компании ОАО «РиТиМ». Следует оговориться, что в данном случае Андрей Муравьев не старается обосновать правомочность действий руководства канувшей в небытие (при долге перед инвесторами и кредиторами в 500 млн. руб.!) компании. Он утверждает, что никаким образом не причастен к этому делу и ОАО «РиТиМ» вообще. Следователи в настоящее время имеют серьезные основания утверждать, что банкротство девелоперской компании было преднамеренным, имеются факты вывода средств с её счетов, которые иначе как сомнительными не назовешь. Но интересным в нашем случае является то, куда выводились эти средства. Как правило, и денежные средства, и имущество оказывались на счетах и балансе подконтрольных Муравьёву фирм. По этому поводу сегодня ведется следствие, открытое 2 года назад, когда два крупнейших банка, кредитовавшие ОАО «РиТиМ», подали заявления в правоохранительные органы. Пикантность ситуации заключается в том, что банки подали заявление после того, как эту тему осветил в прессе депутат и журналист А. Хинштейн. А теперь к нему же г-н Муравьев обращается с просьбой провести проверку законности открытия этого уголовного дела.
Следующие эпизоды деятельности г-на Муравьева уже непосредственно связаны с его пребыванием на высоких должностях в холдинге «Сибирский цемент». Являясь топ-менеджером компании, он инициировал сделку с компанией «Симон Франсез» (дочерня структура холдинга VItalcementi, Италия), предметом которой было приобретение турецких промышленных активов. «Сибирский Цемент» уплатил в качестве аванса 50 млн. евро, но сделка сорвалась. «Сибцем» до сих пор (прошло несколько лет) через суд пытается взыскать эти авансовые средства. На сегодня в компании вовсе не сожалеют о том, что сделка сорвалась. Анализ показал – она являлась заведомо убыточной, поскольку акционерам предоставили недостоверную информацию о реальной цене и состоянии приобретаемых активов. Однако аванс вернуть бы хотели, но сделать это не удается. В то же время ИНГ-Банк, который сопровождал процесс покупки, а приглашен для этих целей был именно г-ном Муравьёвым, компенсацию в размере 15 млн. рублей через суд получить сумел.
Есть основания полагать, что Муравьёв также причастен к информационной атаке, которой сопровождается судебный процесс по сделке с «Симон Франсез». Буквально за пару дней до рассмотрения дела в Высшем Арбитражном Суде РФ в ряде СМИ появились сообщения о том, что якобы холдинг Italcementi направил обращение к президенту России. В этом обращении «Сибцем» обвиняется в систематической даче взяток для получения в судах выгодных для него решений. Уже буквально на следующий день итальянцы опровергли свое авторство относительно данного обращения. Логично предположить, что эта информационная атака была инициирована Муравьёвым, поскольку выигрыш дела «Сибцемом» хотя бы и косвенно, но подтверждал личную его заинтересованность в однозначно невыгодной сделке.
Следующий эпизод – сотрудничество (условно говоря) компании «СПИК» и «Сибирского Цемента». «СПИК», безусловно, является подконтрольным Муравёву, поэтому неудивительно, что в его бытность президентом «Сибцемента» последняя компания выдала первой многомиллионную сумму. Как и следовало ожидать, этот долг не погашен и по прошествии более чем двух лет. «СПИК» всеми способами от выплат уклоняется. Помимо сторонних компаний, в период работы Муравьева в «Сибцеме» займы выдавались и частным лицам. Эти суммы также не возвращены и имеют достаточно туманные перспективы быть погашенными.
Уклонение от выплаты долга «СПИК» производит с проявлением высоких конспиративных способностей, среди предпринимаемых компанией мер – перерегистрация в другом регионе, инициация процедуры собственного банкротства, внесение в реестр кредиторов сомнительных оффшорных фирм. Например, оффшорная компания «Кристалтекс Файненшнл Голд», предъявила требования на столь большую сумму, что требования всех остальных кредиторов были решительно перекрыты. А среди этих остальных кредиторов было и ООО «Топкинский цемент» (дочерняя организация «Сибирского Цемента»). Правда, к счастью для остальных кредиторов, оффшорная компания «Кристалтекс Файненшнл Голд» стремительно выпала из их списка, когда проверили представленные ею векселя. Точнее, сама-то компания вначале представила копии, а вот сравнение их с оригиналами выявило разительные отличия в указанных в них размерах денежных сумм.
Возникает вопрос: зачем г-н Муравьев ведет активные кампании в СМИ, пытаясь отмыть свою репутацию? Вполне можно понять, что он желает добиться прекращения уголовных и арбитражных дел, решения по которым могут быть ему не выгодны. Также понятно, что он намеревается правдами и неправдами сохранить за своими структурами и за собой лично выведенные различными способами из компаний, им управлявшихся, средства и активы. Но зачем он столь активно восстанавливает свою репутацию? Недавно это прояснилось – Андрей Муравьев предпринял попытку выдвинуть свою кандидатуру в совет директоров… Чего бы вы думали? Холдинга «Сибирский цемент»! На выборах акционеры его не поддержали, что и не удивительно – холдинг испытывает большие трудности с возвратом долгов, которые возникли по вине кандидата. Не представляется логичным, что, предоставив ему один из решающих голосов в деле управления холдингом, этот процесс удастся хотя бы несколько ускорить. Скорее он полностью остановится. Однако можно считать, что Андрей Муравьев намерен заняться не только прежними делами, но и сумеет создать новые проблемы «Сибирскому цементу».