Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

О зарубежных инвестициях российскому бизнесу следует забыть надолго, но от этого пострадают также западные инвесторы и кредиторы

Экспертное сообщество активно обсуждает недавнее пессимистическое заявление председателя РСПП Александра Шохина, сделанное во время деловой дискуссии в Вене. Напомним, что А. Шохин сказал о высокой вероятности череды банкротств в российском бизнесе, а это приведет к тому, что пострадают и западные инвесторы, кредиторы.

В первую очередь практически все эксперты соглашаются с председателем РСПП, что про зарубежные инвестиции отечественные предприниматели могут забыть надолго. При этом важно отметить, что:

  • потенциала для внутренних инвестиций также практически нет;
  • общая позиция государства, по крайней мере, пока не позволяет говорить, что инвестиционная активность резко улучшится.

В силу этого вероятность банкротства многих отечественных бизнес-структур весьма высока. Более того, – совсем недавно мы наблюдали ряд таких процессов, связанных с ходом и результатами реализации госпрограммы Олимпийских игр. Тогда банкротами стали даже ряд крупных компаний, однако сколько-нибудь заметного вмешательства в этом процесс государства замечено не было. Какими же могут быть основания рассчитывать, что в нынешних значительно более сложных условиях государство, во-первых, вообще вмешается, во-вторых, сможет эффективно урегулировать процессы?

Какие отрасли российской экономики будут испытывать наибольшие проблемы в результате действия санкций?

Фактически проблемы затронут все отрасли. Однако ситуация будет разной, поскольку, во-первых, многое зависит от других обстоятельств, а не только от санкций, во-вторых, ряд отраслей имеют внутренний потенциал, который позволит им быстро решить проблемы своими силами.

Например, нефтяные компании испытывают трудности даже не столько от санкций, сколько от падения цен на нефть, которые, согласно прогнозам, продолжат свое падение в течение 6-18 месяцев. Трудности металлургических компаний связаны с тем, что в основном они работают на экспорт, а введенные ограничения во многих случаях создают неудобства, препятствия для покупателей этой продукции. Проблемы торговых компаний, напротив, связаны с большими объемами предлагаемых в них импортных товаров. Рост курса иностранных валют, непрогнозируемость этого процесса могут породить такую череду трудностей для менеджмента торговых компаний, которая приведет к принятию фатальных для фирмы решений. Безусловно, будут проблемы и у банков. Ряд экспертов считают даже, что именно финансовые учреждения будут испытывать относительно самые большие трудности. Значительно возрастет объем проблемных кредитов, уменьшатся банковские фонды.

В то же время, например, сервисные и IT-компании, напротив, получат большой потенциал для роста. Ведь широко известно, что многие крупные структуры отечественного бизнеса пользовались сервисами западных партнеров или самостоятельно прибегали к услугам западных сервисных компаний. Теперь, когда эти компании уходят, для отечественных IT-шников появляется огромное поле деятельности. Причем, согласно оценкам, их потенциал достаточно высок, они всегда опирались на собственные силы, поэтому смогут успешно справиться со всеми возникающими задачами любого масштаба.

Насколько пострадают европейские кредиторы, если банкротства российских бизнес-структур станут массовыми?

Действительно, у многих западных инвесторов, банков в залоге находятся акции, другая собственность российских компаний. Банкротство российских должников будет воспринято ими как форс-мажор. Вполне возможно, что национальные правительства или Европейский Союз в целом примут решение каким-то образом компенсировать им ущерб, ведь санкции-то водили национальные и наднациональные органы, а не европейский бизнес. Трудно сказать, насколько действенными будут эти меры, компенсации. Однако не следует и считать, что масштаб потерь западных кредиторов в этом случае будет представлять собой нечто астрономическое. Т.е. этот форс-мажор вполне может восприниматься рынком, как часть нормального процесса, когда предприятия банкротятся, ликвидируются, а затем возрождаются или создаются новые. Сверхприбыли западными инвесторами, конечно, будут потеряны. Но они вполне могут временно удовлетвориться прибылями средних размеров.

О зарубежных инвестициях российскому бизнесу следует забыть надолго, но от этого пострадают также западные инвесторы и кредиторы