Испытывающая в настоящее время серьезные трудности компания «Ак барс Аэро» является не просто крупным, но основным авиаперевозчиком в Татарстане. Следует признать, что руководство фирмы активно ищет пути выхода из кризиса, однако пока нет оснований говорить о реальности антикризисного плана, хороших перспективах компании.
Подтверждением активности руководства компании «Ак барс Аэро» в деле предотвращения банкротства является заключение с одним из основных должников –«Татнефть-АЗС Центр» (дочерняя структура «Татнефти») – мирового соглашения. В результате «Татнефть-АЗС Центр» свое исковое заявление о несостоятельности авиакомпании «Ак барс аэро» отозвала. Мирное урегулирование спора сторонами подразумевает реструктуризацию и последовательное погашение задолженности в размере 14 млн. рублей несколькими способами. Данная задолженность возникла за достаточно длительный период, когда авиакомпания не расплачивалась за поставки топлива.
Несмотря на отрадный факт, по крайней мере, временного урегулирования вопроса с одним из главных кредиторов, судебное производство о банкротстве «Ак барса» прекращено не будет, поскольку имеется исковое заявление от ещё одного крупного кредитора. Им является поставщик комплектов бортового питания компания «Транспитавиа Северо-Запад». Указанная в исковом заявлении сумма задолженности перед ней составляет 8 млн. рублей. Руководство «Ак барс аэро» сообщает, что юристы компании ведут переговоры и с «Транспитавиа Северо-Запад».
Следует отметить, что согласно законодательству, на данном этапе вопрос можно действительно решить только путем переговоров. Как известно, кредитор имеет право подавать заявление о банкротстве в случае, если просроченная задолженность достигла 100 тыс. руб., а её срок превысил 3 месяца. Даже если должник после подачи искового заявления уплатит часть долга и оставшаяся его часть станет меньшей 100 тыс. руб., это не остановит рассмотрение судом заявления кредитора. Таким образом, чтобы не попасть под процедуру наблюдения компания «Ак Барс Аэро» должна либо полностью погасить долг, либо договориться с кредитором.
Эксперты утверждают, что первый вариант практически невозможен для компании-авиаперевозчика, учитывая текущее состояние её дел. По отчету «Ак Барс Аэро» за прошлый год, чистая прибыль компании не превысила 5,1 млн. рублей. Полный объем долговых обязательств фирмы не известен, однако, кроме указанных выше долгов двум компаниям в сумме около 22 млн. руб., авиаперевозчик обязан ещё, как минимум, вносить платежи за лизинг шести самолетов Bombardier CKJ-300 по договору с «Magnet Aviation Stock Leasing Ltd». Размер этих платежей составляет не менее 5,1 млн. долларов.
Также эксперты отмечают, что не видят признаков умышленного банкротства «Ак Барс Аэро». Не просматривается участия аффилированных структур, желания определенных дельцов захватить важные активы. Скорее всего, речь действительно идет о достаточно нормальном процессе в бизнесе, когда кредиторы просто больше не имеют терпения, желают вернуть свои деньги. Подтверждает такой вывод и то, что кредиторы охотно вступают в переговоры, а с одним из них уже достигнуто мировое соглашение.
Несмотря на это, пока нет оснований говорить, что «Ак Барс Аэро» нашел надежный путь для предотвращения собственного банкротства. Долговая нагрузка компании в сравнении с получаемой ею прибылью очень велика. Учитывая наступившие нелегкие времена, будет очень сложно обеспечить регулярные платежи в счет погашения кредитов, даже при условии их реструктуризации, предоставления кредиторами более удобных условий выплат.