Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

03

Защита по экономическим преступлениям

04

Налоговые споры

05

Консультация

Компания удовлетворила просьбу банка, попала из-за этого под процедуру банкротства и успешно решила почти все проблемы

Если кратко изложить данную историю с почти полностью счастливым завершением, то она такова:
ООО «ГТК» («Группа транспортных компаний») является одной из крупнейших организаций, занимающейся пассажирскими перевозками и транспортировкой грузов в Омской области и ряде других регионов. Несколько лет фирма работала достаточно успешно, но в середине 2009 года вынуждена была обратиться в арбитраж с заявлением о собственном банкротстве. Причиной этого обращения послужило выдвижение ОАО «Росбанк» требования о досрочном погашении долга в размере 330 млн. рублей, который вместе с начисленными штрафами, пенями и процентами составлял сумму немногим не достигавшую 500 млн. рублей. В процессе банкротства ООО «ГТК» находилась около пяти лет. К настоящему моменту компания полностью рассчиталась со всеми кредиторами, вышла из банкротства, её учредитель вернулся к руководству фирмой, вновь стал её генеральным директором.
Однако такое краткое изложение вовсе не позволяет понять, каким образом компания оказалась в сложном положении, какой антикризисный план и иные меры помогли успешно решить проблемы. Рассмотрим все более подробно.

Каким образом ООО «Группа транспортных компаний» попала под процесс о несостоятельности?

ООО «ГТК» работает с 1999 года. Деятельность компании была весьма успешной, её автопарк, число и объем оказываемых услуг постоянно возрастали. Для финансирования новых направлений и увеличения объемов работы компания многократно привлекала кредиты, основным кредитором выступало ОАО «Росбанк». По всем кредитным договорам регулярно совершались текущие платежи, все суммы своевременно погашались. Можно сказать, что с банком сложились доверительные и прочные партнерские отношения.

Именно поэтому летом 2008 года «Росбанк» обратился к ООО «ГТК» с не совсем обычной просьбой – выкупить долги компании «МАГИ-авто». Суть просьбы состояла в следующем: «Росбанк» являлся кредитором «МАГИ-авто», причем на погашение долга заемщику были предоставлены полугодовые каникулы. Однако в это время банку понадобилось улучшить свои отчетные финансовые показатели. Отсюда и вытекало предложение «Росбанка» к ООО «ГТК»: вы выкупаете долги «МАГИ-авто» за свои средства (а фактически за заемные, предоставленные тем же банком). При этом «МАГИ-авто» брало на себя обязательство полностью отремонтировать и выпустить на линию свой автопарк. За счет этого будут возвращены долги компании «ГТК». Дополнительным условием сделки выступали некоторые послабления «Росбанка» к ООО «ГТК» в деле погашения его собственных долгов и получение новых кредитов на выгодных условиях. Правда, новые кредиты могли быть выданы только после того, как «МАГИ-авто» с помощью «ГТК» отремонтирует и начнет эксплуатацию техники первой компании.

Пять месяцев компании активно восстанавливали разбитую и разграбленную автотехнику, решали множество сопутствующих вопросов по отсрочкам платежей за ГСМ, запчасти, покрышки и т.д. Но начавшийся осенью 2008 года кризис привел к тому, что банк отказался от исполнения договоренностей. В результате, «Росбанк» не только не предоставил ООО «ГТК» новых кредитов, но и не сдержал слово по улучшению условий уже выданных займов.

Как банк решил обезопасить себя в условиях кризиса.

Устные договоренности «Росбанк» сразу забыл, сказав, что в условиях кризиса выполнить их невозможно. При этом само финансовое учреждение ничего не боялось потерять – по условиям кредита вся техника уже была заложена ему. Тем не менее, ясно, что финансистам было бы более выгодно искать компромисс, чтобы сохранить платежеспособность должника, обеспечить возврат кредита в денежной форме, а не заниматься вопросами продажи залога. Более того, – в условиях кризиса банк получил поддержку от государства, а транспортная компания никакой поддержки не получила.

Но никто из финансистов компромисса не искал. Транспортникам же и без того пришлось нелегко – цены на ГМС и запчасти резко возросли, а тарифы на автоперевозки выросли очень незначительно. Доходность деятельности ООО «ГТК» резко упала, возникла физическая невозможность справляться с имеющейся долговой нагрузкой без изменения условий кредитных договоров. Транспортники предлагали банку реструктуризировать задолженность, но не нашли понимания у кредитора. Банк ответил: платите в прежних объемах и по прежнему графику. В результате в 2009 году ООО «ГТК» прекратила платежи по кредитам, «Росбанк» выдвинул требование о досрочном гашении долга, начался процесс банкротства компании. Следует заметить, что кредиты ООО «ГТК» брало не только у «Росбанка», но и у ряда других финансовых учреждений, с которыми удалось прийти к соглашению и все долги были погашены на новых условиях.

Как отношения двух хозяйствующих субъектов перешли в формат уголовного дела в отношении физических лиц?

Формально причина заключалась в том, что кредиты были оформлены не на компанию, а на физические лица. Однако в руководстве ООО «ГТК» утверждают, что:

  • Такая практика была распространенной, стандартной для регионального финансового рынка на тот момент. Схема кредитования разработана совместно с банком и была выгодна финучреждению (процентная ставка по кредитам для физлиц выше). Схема была согласована с местным руководством, в территориальном управлении, утверждена в головном офисе банка в Москве.
  • Руководство регионального управления «Росбанка» занималось вымогательством (что подтверждается наличием судебных разбирательств, инициированных иными заемщиками данного финучреждения), использовало для достижения своих целей многие методы в т.ч. прибегало и к помощи силовых структур.

При этом руководство ООО «ГТК» подчеркивает:

  • Кредиты оформлялись не на каких-то подставных физических лиц, а на реальных сотрудников компании.
  • Фигурирующие в качестве заемщиков сотрудники компании никогда не уклонялись от контактов с представителями банка, поисков путей решения возникших проблем.

При возбуждении уголовного дела сказался также тот факт, что заемщики предоставили в заявке на кредит недостоверные сведения. Руководство ООО «ГТК» объясняет это тем, что иначе было невозможно поступить – большие суммы предполагаемого кредита требовали указания больших, чем имелось в реальности, размеров зарплат заемщиков и так далее. При этом, опять же, всё было согласовано с банком, фактически, в документах писали то, что устраивало кредитора. Подтверждается это хотя бы тем, что столь большие размеры зарплат нисколько не удивили банковских работников в момент оформления и выдачи кредита.

«Странные» формулировки в следственном деле

Следователи посчитали изложенную выше схему получения кредитов «хитрой и преступной», причем преступные намерения имел именно руководитель ООО «ГТК». По мнению следствия, таким образом реализовывалось намерение «похитить средства банка, под видом хозяйственной деятельности», поскольку «физической возможности погашения кредитов не имелось». Такие формулировки никак не могут быть подтверждены цифрами, ведь ежемесячный доход компании на момент получения кредита составлял 28-32 млн. рублей, а ежемесячные платежи по кредитам составляли меньше 5.5 млн. рублей.

Объяснить все это действительно сложно, поскольку все полученные кредитные средства ООО «ГТК» направляло на приобретение автомобилей. И эти же автомобили являлись залоговым имуществом, они реально существуют! Но следователи и в этом случае нашли совсем уж интересные формулировки, что автомобили «якобы приобретались и якобы ставились на учет».

Выводы следствия об изначально мошеннической схеме получения кредитов также ни в коей мере не подтверждаются фактами их пускай и неполного, но погашения. Всего ООО «ГТК» получило у «Росбанка» кредитов на сумму немногим более 200 млн. рублей. На эти средства закуплено 523 автомобиля (все они имеются в наличии), а 114 миллионов рублей кредита, т.е. более половины погашено!

Откуда предпринимателю пришла помощь?

На сегодня уголовное дело ещё не завершено, но имеются основания считать, что оно также как и дело о банкротстве завершится в пользу предпринимателя. Говорить об этом позволяет следующее:

Учредитель компании обратился к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

  • Это тоже является непростой процедурой. Проверка документов завершилась лишь в январе 2014 года, когда и состоялось открытое заседание общественного совета «Центр общественных процедур», где рассматривалось данное обращение. Общественный совет пришел к выводу, что в материалах уголовного дела в отношении руководителя ООО «ГТК» имеются признаки нарушения действующего законодательства. В связи с этим по обращению продолжена работа, подразумевающая направление писем в Генпрокуратуру, МВД и ряд других правоохранительных органов РФ.
  • Конкурсный управляющий в деле банкротства ООО «ГТК» сумел в суде доказать, что «Росбанк» своими действиями нанес ущерб ООО «ГТК».
    Конкурсный управляющий определил размер ущерба в 126 млн. рублей, подал соответствующий иск. Банк проиграл дело во всех инстанциях, сегодня решение в пользу истца уже подтверждено Высшим арбитражным судом.

Специалисты также считают, что и выход ООО «ГТК» из-под процедуры банкротства явится в суде ещё одним подтверждением, что никаких мошеннических схем руководство компании не реализовывало.

Компания удовлетворила просьбу банка, попала из-за этого под процедуру банкротства и успешно решила почти все проблемы