Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Юрист по корпоративному праву

03

Сопровождение продажи бизнеса

04

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

05

Налоговые споры

Антикризисные планы не помогли Spyker сохранить Saab

Нидерландская компания-производитель спорткаров «Spyker Cars» подала заявление о собственном банкротстве. Проблемы у автопроизводителя возникли после того, как она приобрела весьма проблемный актив – шведскую компанию «Saab». Затем имели место достаточно долгие попытки вывести её из кризиса, найти новых инвесторов. К настоящему моменту «Spyker Cars» уже продала «Saab». И теперь у «Saab» появились новые инвесторы и перспективы выживания. А вот проблемы у самой «Spyker Cars» более чем существенные, фактически речь идет о попытке возрождения фирмы через реструктуризацию.

В ходе процесса банкротства «Spyker Cars», по решению суда Нидерландов, автопроизводитель получил отсрочку по платежам, а также внешнего управляющего. Следует отметить, что правление компании не полностью отстранено от процесса руководства ею. Основатель и генеральный директор «Spyker Cars» подчеркивает также, что серьезные трудности компании вызваны не только приобретением и неудачным результатом работы с «Saab», но и столь же неудачной попыткой создания команды для участия в соревнованиях «Формулы 1» (её вскоре после приобретения пришлось продать с заметными финансовыми потерями).

«Spyker Cars» приобрела «Saab Automobile» в 2010 году. Акции были куплены у корпорации «General Motors», причем корпорация и в дальнейшем в различных формах принимала участие в судьбе шведского автопроизводителя. Несмотря на все усилия, полноценного возрождения производства автомобилей «Saab» добиться не удалось, и уже в начале 2011 года конвейер был полностью остановлен. Вариантов погашения накопленных долгов найдено не было. Вместо разработки очередного антикризисного плана был инициирован процесс продажи «Saab Automobile» китайским инвесторам за 110 млн. евро. Однако эту сделку фактически заблокировала корпорация «General Motors», заявив о приостановке поставок компонентов, передачи технологий. Отметим, что «Spyker Cars» обратилась в американский суд с иском против «General Motors». За блокирование ответчиком сделки с китайским инвестором компания рассчитывала получить 3 млрд. долларов. Но суд принял решение в пользу «General Motors».

Не сумев продать «Saab Automobile», «Spyker Cars» попыталась объявить её банкротом. Попытка была предпринята в том же 2011 году, однако не увенчалась успехом. Руководство компании считало, что в процессе банкротства удастся провести реструктуризацию долгов, получить время на поиск других инвесторов. Но шведский суд не удовлетворил данное ходатайство, временная защита от кредиторов получена не была. Суд посчитал, что податель ходатайства не представил подтверждения того, что новый антикризисный план будет эффективным, ведь три года назад шведский автомобилестроитель уже проходил процедуру банкротства под контролем «General Motors» и успеха не добился.

В 2012 году «Spyker Cars» все же удалось продать «Saab Automobile». Шведская автомобилестроительная компания в результате этого пока не добилась выдающихся успехов, однако имеет реальные шансы на возрождение. В настоящий момент она также находится под предоставленной судом защитой от кредиторов (ходатайство подавал её новый владелец – китайско-японский консорциум инвесторов). Кроме того, в покупке «Saab Automobile» высказал заинтересованность индийский инвестор.

Но и после продажи шведского актива будущее «Spyker Cars» не стало рисоваться в радужных тонах. В настоящий момент руководство компании завершает разработку антикризисного плана. Его основой является слияние с европейским производителем электрических самолетов и начало производства недорогого спортивного автомобиля, созданного на базе нескольких концептуальных моделей фирмы. Проблемой в реализации этих задумок может стать то, что по решению суда за долги в размере 135 тыс. евро «Spyker Cars» лишилась арендованных производственных площадей.

Антикризисные планы не помогли Spyker сохранить Saab