В Правительстве РФ идет обсуждение возможности включения в российское законодательство положений, аналогичных имеющихся в Кодексе о банкротстве США – о продаже обанкротившегося предприятия целиком. Как известно, сейчас банкротство предприятий в РФ осуществляется через продажу его активов. Кодекс о банкротстве США также содержит такой вариант, однако предлагает и другой – продажу предприятия целиком. В чем основные преимущества второго варианта?
- Смена собственника происходит быстрее.
- Сохраняется целостный имущественный технологический комплекс предприятия.
- В значительной мере сохраняются его трудовой коллектив, контрагенты, налаженные схемы работы.
- В условиях нестабильной экономической ситуации такой вариант помогает уберечь предприятия от распродажи их активов по неоправданно низким ценам.
Следует отметить, что относительно обанкротившихся российских банков подобная схема уже работает: ЦБ начинает санацию, банк переходит под внешнее управление, а затем в виде целостного комплекса – к новому собственнику. Если подобный порядок будет распространен и на нефинансовый сектор, то порядок будет следующим:
- Суд принимает решение по работающему, но имеющему трудности предприятию.
- Предприятие переходит под контроль временного управляющего.
- Временный управляющий, во-первых, поддерживает и налаживает его работу, во-вторых, ищет нового владельца, инвестора.
- При переходе предприятия под контроль нового владельца, бывшим акционерам никаких выплат не полагается.
Эксперты отмечают, что, в принципе, работать по такой схеме можно и сегодня, однако ввиду отсутствия законодательной поддержки это достаточно сложно. Например, по договоренности собственников и кредиторов можно до начала банкротства предприятия сменить его владельца. Аналогичного результата можно добиться и во время конкурсного производства. Однако трудности очевидны – необходимо достижение полного консенсуса, создание нового имущественного комплекса, сложная процедура может реализовываться не менее чем за год. Внесение в российское законодательство указанных норм, позволит ускорить и упростить процесс.
Отметить следует и то, что с подобной инициативой Минэкономразвития выступало еще в 2010 году, однако тогда Российский союз промышленников и предпринимателей её не поддержал. В условиях же текущего кризиса это начинание, скорее всего, будет поддержано всеми заинтересованными сторонами, поскольку важно сохранять работоспособные предприятия.