Избавьтесь от долгов ради

Нового

роста

01

Комплексное сопровождение процедур банкротства

02

Юрист по корпоративному праву

03

Защитим от субсидиарной ответственности: услуги юристов в Москве

04

Налоговые споры

05

Защита по экономическим преступлениям

Высокие цены на товары и услуги в аэропортах. Интервью руководителя проектов S&K Вертикаль Натальи Колеровой в эфире ВестиФМ

Российские аэропорты предложили утвердить правила, позволяющие выдворять из терминалов людей, которые навязывают свои услуги. "Выселения" посторонних бизнесменов требует Международная ассоциация аэропортов. Речь прежде всего – о неофициальных таксистах, попрошайках, посредниках при поиске жилья и прочих представителях "серого" бизнеса. Правда, у предпринимателей возникают опасения, что вместе с нелегалами могут пострадать и законопослушные граждане.

Новые правила могут и нарушить конкуренцию. А это приведет к повышению цен на услуги. Их стоимость в аэропортах страны – и так значительно выше, чем на других торговых площадках. Антимонопольные ведомства проводят периодические проверки, но на прейскурантах кафе и магазинов это почти никак не сказывается. Кто управляет ценами в воздушных гаванях – в этом пытался разобраться обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.

В аэропортах дороже все: еда, напитки, лекарства, развлечения, книги. Многие видели, наверное, рекламу фастфудов в городах – "бургеры по привлекательной цене". С припиской внизу: "акция не распространяется на аэропорты". Цены на товары там, как правило, вдвое выше, чем на аналогичные вовне. Те же бутерброды – по 250 рублей. И салаты в мини-плошках – по 200, и супы – по 300. Кофе – до 400. Пол-литровая бутылка воды – не меньше 100.

Вообще, в чистом виде экономическая модель аэропорта – это локальный рынок. И администрация вправе сама решать, кого допускать внутрь для торговли. То есть она – монополист. Даже естественный, говорит руководитель проектов адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Наталья Колерова.


КОЛЕРОВА: Высокие цены на товары и услуги связаны с искусственно завышенными ценами аренды. Либо не исключен сговор или согласованные действия непосредственно лиц, реализующих товары и услуги на территории аэропорта. Если ФАС установит, что в зоне, где уже человек прошел все предполетные досмотры и проверки и вынужден находиться в ожидании рейса, он не нашел аналогичные товары по гораздо более низким ценам – тогда да, действительно, мы можем говорить о возможных согласованных и нарушающих антимонопольное законодательство действиях хозяйствующих субъектов.

Если взять аренду, то она складывается из нескольких факторов, поясняет юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Во-первых, стоимость аренды квадратного метра в аэропорту – гораздо выше, чем в городе, даже чем в центре. Во-вторых, некоторые аэропорты требуют от арендаторов выплаты процентов от прибыли, что заранее оговаривается в договоре. В-третьих, арендуя помещение на территории аэропорта, арендатор вынужден оплачивать и высокую стоимость логистических издержек, связанных с доставкой продукции, товаров, ингредиентов и даже сотрудников на территорию аэропорта. Особая сложность возникает, если ресторан расположен после зоны контроля, потому что там – свои сложности: особые пропуски, особый контроль и прочее.

И это – лишь понятные части. Есть и другие – вроде бы понятные, но прописанные двусмысленно, мягко говоря, продолжает Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Часто в стоимость аренды входит так называемая коррупционная составляющая – например, завышенная оплата клининговых услуг, завышенная стоимость услуг охраны, сигнализации и прочего. И всё это требуют дополнительно от бизнеса без наличия каких-либо законных для этого оснований.

То есть никакое кафе не сможет сказать: "У нас своя уборщица или охранник". Режим объекта просто не позволяет такого многообразия. И цена охраны и уборки – такая, потому что такая. Спорить – чревато.

Но вряд ли желание получить максимум прибыли незаконное. Больше денег хотят все. Но не у всех это получается. И выходит, что высокие цены вроде как логичны. А почему – остается на уровне догадок, говорит юрист.

МАЙОРОВА: Для нас, обывателей, отсутствует какой-то очень важный пласт информации – из чего складывается вот эта конечная стоимость аренды квадратного метра в аэропорту. То есть мы можем лишь предполагать.

А в общем, либо во всем виновата аренда, либо – самодеятельность продавцов. Ровно год назад ФАС провела проверку столичных аэропортов и выявила так называемое коллективное доминирование сетей общепита. По итогам было заведено дело на 3 сети – "Му-Му", "Бургер Кинг" и "Шоколадница".

Но в пояснениях фигурантов явно чувствовался как раз намек на дорогую аренду. К этому склоняется в оценках и Наталья Колерова.

КОЛЕРОВА: Арендаторы оказываются заложниками монопольно высоких цен на торговые помещения либо на площади в аэропортах, потому что аэропорт – системный объект, к которому предъявляется масса требований и с точки зрения безопасности, внутреннего контроля, пожарной, авиационной безопасности. И, конечно, там одновременно осуществляется масса процессов, которые отсутствуют в обычных, скажем так, коммерческих помещениях. Поэтому я думаю, что первопричина – там.

Единственные цены, о которых сообщают аэропорты на своих сайтах, – тарифы на хранение багажа. В Москве они почти одинаковы: во Внукове, Шереметьеве, Домодедове – 500 рублей за место в сутки. В Жуковском – 400. Невелика разница и по России: в питерском Пулкове – 600 рублей, во Владивостоке – 400. Дисконт на общем фоне – только в Новосибирске: 250 рублей за место в сутки.

А цены на все остальное люди сравнивают в соцсетях. На сегодня российское первенство доступности – у нового терминала в Саранске. Кофе эспрессо зерновой – 25 рублей. Кофе латте зерновой – 35 рублей. Шоколадные батончики – по 50 рублей. Все это продается в вендинговых автоматах.

Специфику аэропортов можно понять, замечает Кристина Майорова. Но куда девать закон о защите конкуренции при этом, задает она вопрос. Конкретно – его 10-ю статью.

МАЙОРОВА: Каждая цена должна быть разумна и обоснована, она должна иметь законное обоснование – почему она такая высокая. Скорее всего, на территории аэропорта она может несколько отличаться, если действительно стоимость аренды выше, но, как показывает практика, наши предприятия общественного питания и прочие компании, которые ведут свою деятельность на территории аэропортов, значительным образом, в разы завышают ту небольшую разумную стоимость, которая могла быть выше в аэропорту, чем в Москве, тем самым нарушая закон.

И точки здесь должны расставить антимонопольщики, считает Наталья Колерова. Если уж не окончательно, то периодическими беспокоящими проверками.

КОЛЕРОВА: Если все-таки будет инициирована соответствующая проверка, она должна будет установить – адекватна ли эта арендная ставка той совокупности затрат, которые несет такой вот исключительный объект. Там же тоже не может быть невероятного скачка.

Федеральная антимонопольная служба, к слову, не бездействует. Но ее инспекции случаются только после жалоб потребителей. А те, разумеется, недовольны высокими ценами на обеды, газировку и газеты. Никто из пассажиров не пожалуется на размер арендной платы. Впрочем, проверка по заявлениям проходит комплексно – и тут уже арендаторам, если правда – на их стороне, стоит набраться духу и предъявить документы – сколько и за что они платят администрации аэропорта. И тогда у ФАС появится весомый повод попробовать развязать этот ценовой узел с другой стороны.

Высокие цены на товары и услуги в аэропортах. Интервью руководителя проектов S&K Вертикаль Натальи Колеровой в эфире ВестиФМ